Как искусственный интеллект, большие данные и машинное обучение меняют жизнь потребителей
Istock
Люди тратят на контакты с медиа и технологиями более 13 часов в день, к 2025 г. они будут взаимодействовать с цифровыми данными почти 5000 раз ежедневно, хотя всего 10 лет назад это число едва доходило до 600, приводит цифры Statista в двух разных исследованиях. Эта тенденция не могла оставить бизнес в стороне. Одни компании потребляют технологии, другие ‒ строят свое развитие на том, чтобы предлагать их потребителям и бизнесу. Среди последних, например, международные гиганты Amazon, Microsoft и Alibaba.
В России свои технологические лидеры. В тройке крупнейших IT-компаний России по выручке за 2023 г. ‒ системный интегратор Т1, разработчик инфраструктурного оборудования Fplus и цифровая экосистема MТС, свидетельствуют данные CNews. Технологии дают компаниям возможность расти и развиваться, а также адаптироваться к текущим условиям, писала маркетинговая платформа Calltouch. Кроме того, технологическая трансформация может приносить дополнительный экономический эффект. Например, у МТС он, по собственным данным, в 2023 г. составил 3,4 млрд руб.
Какие технологии и для чего внедряет бизнес?
Технологии, объединенные термином «искусственный интеллект» (ИИ), давно и активно используются в разных сегментах экономики. Они помогают трейдерам торговать на бирже, геологоразведчикам искать полезные ископаемые, а простым пользователям ‒ создавать эффекты в TikTok. Технологии искусственного интеллекта во всем мире используют более половины компаний. В России, по данным на ноябрь 2023 г., ‒ лишь четверть, писал Comnews со ссылкой на исследование «Авито» и банка «Точка». Оно показывает: технологии ИИ особенно востребованы у бизнеса при работе с клиентами. Самый распространенный пример ‒ это чат-боты. Их уже внедрили 75% маркетплейсов и подавляющее большинство компаний финансового сектора ‒ это цифры 2023 г. ИИ-боты обрабатывают три четверти запросов клиентов банка ВТБ и экономят компании 3 млрд руб. в год, отмечал банк. Чат-боты позволяют клиентам получить поддержку круглосуточно и не ждать ответ. Исследование TimeTrade показывает: бизнес может потерять до 75% клиентов из-за долгого ожидания ответов. Другое исследование, проведенное Retail Touch Point, говорит о том, что 43% клиентов ждут от интернет-магазинов круглосуточной поддержки.
Производитель и продавец обуви Ralf Ringer, в свою очередь, автоматизировал ответы на отзывы клиентов, писал Cnews. Пока ИИ отвечает только на простые комментарии: благодарит за позитивный отзыв, рассказывает, какие размеры обуви в наличии и сколько стоит товар. Оператор связи МТС весной объявил о запуске голосового помощника, работающего на базе технологий ИИ. Он может подключиться к телефонному разговору, ответить на их вопрос или найти нужную информацию. Пример работы ИИ компания продемонстрировала на своей ежегодной конференции. Тогда цифровой ассистент Марвин нашел для друзей, обсуждающих планы на выходные, информацию о погоде в Сочи и ресторан с видом на море. По просьбе абонента данные можно продублировать в Telegram.
Бизнес использует технологии ИИ и для решения других задач, пишут «Авито» и банк «Точка». В их числе ‒ сбор аналитической информации, оптимизация и планирование процессов. По данным Amazon, основанная на ИИ бизнес-аналитика позволяет компаниям получать информацию из огромного массива данных и обрабатывать ее, а значит, лучше понимать взаимосвязь между данными, нюансами, исключениями и скрытыми тенденциями, что позволяет принимать более обоснованные решения.
Например, «дочка» МТС ‒ компания MTS AI ‒ разработала большую языковую модель Сotype для работы с корпоративными данными. Модель умеет анализировать данные, выделять ключевые моменты в документах и классифицировать информацию. Она может использоваться для подготовки статей и рекламных текстов в маркетинге, проверки договоров в юридическом департаменте, а также для генерации описания вакансий в HR-департаментах. Как утверждают в компании MTS AI, использование большой языковой модели может повысить производительность сотрудников на 30%.
Сotype можно использовать как самостоятельное решение или в сочетании с другими продуктами. Например, интеграция Cotype в сервис речевой аналитики WordPulse от MTS AI позволяет операторам колл-центров получать подсказки с ответами на вопросы клиентов прямо во время разговора, аналитикам ‒ найти все жалобы по определенной теме или получить краткое содержание диалога. Достаточно задать запрос на естественном языке, например, «найди все негативные отзывы за прошедшую неделю» или «в чем суть разговора», и система выдаст эту информацию.
Языковая модель YandexGPT, в свою очередь, обрабатывает инструкции с несколькими условиями, работает с фактами и отвечает на вопросы, говорится на сайте YandexCloud. Сервис можно использовать для клиентской поддержки, онлайн‑продаж, цифровых коммуникаций, юриспруденции, маркетинга и управления персоналом. Еще один пример ‒ разработанный ИТ-компанией Globus IT поисковый ассистент, который отвечает на любой вопрос, касающийся внутренней документации компании, правил, инструкций, экспертного мнения или выдержки из документа.
Металлургическая компания «Северсталь» отмечала: ее решение на базе ИИ для подбора аналогов закупаемых материалов помогает компаниям экономить до 18% суммы закупок в год. Дело в том, что данные о продуктах зачастую плохо структурированы, например, могут быть представлены в различных форматах (HTML, PDF или Excel). Поэтому искать аналоги сложно, а бизнес тратит на эту задачу сотни человеко-часов, объясняла «Северсталь».
Модель на любой случай
Число возможных сценариев использования ИИ практически неограниченно. Например, Сеченовский университет сообщал, что создает «тренажер пациента». Робот с генеративной нейросетью будет описывать симптомы, а студент по этому описанию – учиться правильно ставить диагноз и тренировать навыки общения с пациентами. Ритейлер «Вкусвилл» использует нейросети для распознавания дефектов на овощах и фруктах. Сотрудники дарксторов (то есть склада, где собирают онлайн-заказы) отправляют их фото чат-боту в Telegram, а тот отвечает, что сделать с продукцией: поставить специальный ценник или списать, писал Cnews. В основе бота лежат ИИ-алгоритмы компьютерного зрения и нейронная сеть.
Ежедневно в мире создается 402 млн терабайт данных, отмечала корпорация IBM. Компании и пользователи каждый день сталкиваются с огромным количеством разнообразной и неструктурированной информации, которая с большой скоростью поступает из разных источников. Основной задачей становится не получить их, а правильно обработать и эффективно использовать эту информацию. Справиться с этой задачей помогает аналитика на основе больших данных. С ее помощью компании могут решить множество задач: от разработки продуктов и построения логистических цепочек до предупреждения мошенничества, следует из данных Microsoft. Например, один из крупнейших в мире ритейлеров Walmart использует ИИ для планирования маршрутов, чтобы избежать напрасного пробега и минимизировать выбросы углекислого газа. В России есть подобное решение ‒ «Яндекс.Маршрутизация». По данным «Яндекса», оно позволяет снизить пробег автотранспорта на 15% и сократить расходы на логистику на 30%. Этим решением пользуются в том числе пивоваренная компания «Балтика», ювелирная сеть Sunlight и производитель стройматериалов «Хайдельбергцемент».
Власти Москвы благодаря работе с большими данными выяснили: 77% внутренних туристов, совершающих поездку в Москву, обязательно посещают и другой регион (чаще всего Московскую область), писали «Ведомости&». Сети «Вкусно ‒ и точка» они помогают лучше понимать тренды, а также планировать маркетинговую активность для привлечения и удержания гостей.
Работа с большими данными лежит в основе сервиса «МТС Маркетолог», а также системы рекомендаций в онлайн-кинотеатре Kion. Первый позволяет бизнесу таргетировать аудиторию в социальной сети Telegram, вторая ‒ рекомендует пользователю контент. Для этого она изучает информацию о пользователе, сопоставляет ее с данными о фильме или сериале, а также с данными о других зрителях, которые смотрели тот же контент. Недавно МТС провела эксперимент, на две недели заменив одну из полок рекомендаций на основе машинного обучения в Kion ручными подборками. Результат был следующий: рекомендации на основе алгоритмов обеспечивали более 400 000 часов смотрения в месяц дополнительно.
С помощью big-data и технологии на базе ИИ можно практически полностью исключить взаимодействие пользователя с мошенниками, считает оператор связи МТС. У него есть сервис «Защитник» с ИИ-функцией расшифровки нежелательных звонков от MTS AI. «Защитник» отвечает на нежелательные вызовы, задает уточняющие вопросы, а по окончании разговора расшифровывает диалог и отправляет его содержание абоненту в виде СМС. Для безопасности детей у оператора есть отдельный сервис ‒ Membrana Kids. Платформа блокирует источники рекламы и алгоритмы трекинга, фильтруя интернет в том числе в сети Wi-Fi. Сервис можно настроить и для защиты от мошенников. Есть два варианта: в первом случае алгоритмы проверяют номер в базе спама и мошенников, и, если звонок подозрительный, платформа его отклоняет, во втором ‒ родители сами могут добавить в адресную книгу только те номера, с которых ребенок может принимать входящие вызовы.
Сфера применения больших данных практически не ограничены. По оценке Grand View Research, в 2023 г. мировой рынок больших данных составил $327,26 млрд и до 2030 г. будет расти на 14,9% ежегодно. В России темпы роста более впечатляющие. Ассоциация больших данных прогнозировала, что с 2021 г. по 2024 г. рынок больших данных прибавит 90% и увеличится примерно до 319 млрд руб. в 2024 г.
Вице-президент МТС о высокотехнологичных решениях для бизнеса
Андрей Гордеев / Ведомости
Скорость интеграции искусственного интеллекта в бизнес-процессы поражает воображение. В 2024 г. его в своей деятельности использовали около 43% российских компаний ‒ в два раза больше, чем в 2021 г., подсчитали Национальный центр развития ИИ при правительстве и ВЦИОМ. Подавляющее большинство из них ‒ 97% получили от использования этой технологии финансовый или нефинансовый эффект. О спросе бизнеса на «цифру» и ключевых разработках в этой сфере разобрались «Ведомости. Технологии и инновации» из интервью вице-президента МТС по развитию корпоративного и нового бизнеса Олега Алдошина.
– Главное, с чего стоит начать ‒ цифровая трансформация, и уж тем более автоматизация, не являются чем-то новым для бизнеса. Российские компании в подавляющем большинстве так или иначе используют цифровые решения. Если говорить о регионах, то по итогам 2024 г. в лидерах цифровизации, по нашим оценкам, ‒ Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Якутия, Новосибирская область, ЯНАО, ХМАО, Башкирия. Наиболее открыты для внедрения цифровых решений высококонкурентные отрасли. Традиционно наиболее цифровые ‒ финансовый сектор, логистика, ритейл, образование.