Олег Алдошин: «У нас большие амбиции в сегменте b2b: мы верим в рост бизнеса в России»

Вице-президент МТС о высокотехнологичных решениях для бизнеса

Вице-президент МТС Олег Алдошин/

Андрей Гордеев / Ведомости

Скорость интеграции искусственного интеллекта в бизнес-процессы поражает воображение. В 2024 г. его в своей деятельности использовали около 43% российских компаний ‒ в два раза больше, чем в 2021 г., подсчитали Национальный центр развития ИИ при правительстве и ВЦИОМ. Подавляющее большинство из них ‒ 97% получили от использования этой технологии финансовый или нефинансовый эффект. О спросе бизнеса на «цифру» и ключевых разработках в этой сфере разобрались «Ведомости. Технологии и инновации» из интервью вице-президента МТС по развитию корпоративного и нового бизнеса Олега Алдошина.  

- Цифровизация набирает обороты во всех сферах. Можете оценить уровень цифровизации бизнеса в России? И какие отрасли, по вашим наблюдениям, наиболее ей открыты?

– Главное, с чего стоит начать ‒ цифровая трансформация, и уж тем более автоматизация, не являются чем-то новым для бизнеса. Российские компании в подавляющем большинстве так или иначе используют цифровые решения. Если говорить о регионах, то по итогам 2024 г. в лидерах цифровизации, по нашим оценкам, ‒ Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Якутия, Новосибирская область, ЯНАО, ХМАО, Башкирия. Наиболее открыты для внедрения цифровых решений высококонкурентные отрасли. Традиционно наиболее цифровые ‒ финансовый сектор, логистика, ритейл, образование.

При этом современные технологии активно проникают и в более консервативные отрасли. В здравоохранении для диагностики применяется ИИ, в сельском хозяйстве ‒ высокоточное земледелие, в энергетике ‒ умные сети для управления энергопотреблением, в транспорте ‒ компьютерное зрение для безопасности водителя и контроля за слепыми зонами. Для обслуживания критической инфраструктуры и улучшения экологической обстановки активно применяются предиктивная аналитика и цифровые двойники реальных объектов. В городском благоустройстве и HoReCa востребована геоаналитика с использованием Big Data («больших данных»).

- Российские компании с 2020 г. инвестировали в цифровизацию четыре трлн руб., и этот показатель будет только расти. Какие тренды вы выделяете в этой сфере? 

– Ключевой общемировой тренд – искусственный интеллект. Появляется масса примеров успешного применения цифровых решений на его базе. Это влияет и на развитие экономики: с помощью ИИ можно лучше продавать, эффективнее анализировать большие объемы данных, оптимизировать управление операционными процессами. Безусловно, глобальный тренд оказывает влияние и на Россию.

Но в нашей стране есть и локальные тренды. Сейчас на первый план выходят те из них, что связаны с результативностью, сокращением издержек и обеспечением непрерывности процессов.

Во-первых, растет спрос на полноценный сервис с решениями end-to-end (то есть сквозными или комплексными ‒ «Ведомости. Технологии и инновации») и для производств, и для бэкофисов. Как и в потребительском сегменте, выигрывают универсальные экосистемы, способные предложить комплексные решения для крупного бизнеса, и коробочные сервисы для покупки в два клика на маркетплейсе ‒ для малого и среднего.

Также одним из драйверов выступают инициативы государства по переходу к экономике данных, импортозамещению оборудования и ПО, вводу умных устройств в сферах ЖКХ и строительства, а также требования к повышению кибербезопасности.

Отдельно можно отметить кадровый голод, причем как на рынке массовых профессий, так и узких профильных специалистов.

В целом российский бизнес активно ищет возможности для оптимизации расходов в условиях высокой ключевой ставки (сейчас 21% ‒ прим. «Ведомости. Технологии и инновации»). Высокая стоимость рефинансирования требует более рачительного отношения к инвестициям и расходам. Многие инвестиционные проекты ставятся на паузу, непрофильные активности отдаются на аутсорсинг.

- Как изменились запросы бизнеса за последние годы? 

– Как я уже отметил, эффективность выходит на первый план. Сейчас бизнес стремится извлечь реальную выгоду из больших данных, интеллектуальных сервисов и роботизации. Например, по данным МТС, голосовой помощник способен заменить как минимум трех сотрудников колл-центра и при этом в 1,5 раза повысить скорость обработки звонков. Интернет вещей сокращает потери тепло- и энергосетей на 45%, а также позволяет на 40% увеличить скорость сбора данных и на 32% ‒ скорость реакции на инциденты. Более половины инцидентов и пожаров сейчас выявляется с помощью умной видеоаналитики. С помощью ИИ-решений для коммерческих автопарков удаётся полностью нивелировать риски опасного вождения и в 11 раз сократить количество пострадавших в ДТП с участием водителей грузовиков.

Актуальным остается вопрос оптимизации инвестиций в инфраструктуру. Важны техподдержка, стабильность. И тут на помощь приходят сервисные модели «Инфраструктура как сервис» (IaaS) и «Телеком как сервис» (TaaS), с помощью которых можно получить востребованные технологии по модели подписки без значительных первоначальных затрат на приобретение. Так, спрос на эту модель вырос в несколько раз за последний год. В части IaaS арендованные облака становятся всё более востребованы в качестве мощного и доступного вычислительного ресурса. Такие сервисы, как цифровое рабочее пространство и платформа для бизнес-коммуникаций, пользуются спросом как полностью российский защищенный софт с возможностью бесшовной миграции из зарубежных сервисов.

При этом важно отметить, что для многих крупных компаний с распределенной географией принципиально наличие комбинированных облачных и решений on-premise.

– А если говорить про IT-сервисы, какие наиболее востребованы у бизнеса и какие задачи они помогают решать?

– Расскажу на примере МТС. По итогам третьего квартала совокупная выручка МТС по всем b2b-направлениям выросла на 26%, до 51,5 млрд руб., в том числе за счет активного присутствия в сегменте малого и среднего бизнеса.

Высокими темпами растут облачные услуги, кибербезопасность, сервисы интеллектуальной телефонии, виртуальные частные сети SD-WAN, UCaaS (unified communications, объединяет каналы взаимодействия в компании), видеонаблюдение и видеоаналитика, частные выделенные сети LTE, геосервисы и IoT. В частности, за год более чем вдвое выросли закупки российскими компаниями отечественного программного обеспечения в облаке, сервисов видеонаблюдения для обеспечения безопасности, решений для безопасности на транспорте, IoT-платформ для интеллектуального мониторинга инфраструктуры, а также умных решений для бизнес-коммуникаций.

В последние несколько лет мы значительно увеличили количество цифровых b2b-продуктов и решений, сейчас их более чем 100. Среди наших клиентов ‒ промышленность и энергетика, ритейл, здравоохранение, образование, строительные компании, логистические компании и многие другие организации.

- Какие проекты компании считаете значимыми?

– МТС делает ставку на помощь любому по масштабу бизнесу и во всех ключевых направлениях. В каждой сфере у экосистемы десятки проектов, многие из них улучшают инфраструктуру городов и качество жизни россиян. Среди интересных и важных проектов ‒ поиск потерявшихся людей в тайге со Службой спасения Республики Саха. Впервые в России использован стек технологий для быстрого развертывания автономной оперативной связи в суровых погодных условиях и вдали от населенных пунктов. Время на поиск пропавших людей ограничено, и здесь важно эффективно распределить имеющиеся ресурсы. Сейчас совместно с «Лиза Алерт» обсуждаем, как масштабировать наш проект на всю Россию, чтобы применить бизнес-технологии для помощи людям по всей стране.

Важное направление нашей работы ‒ помощь регионам в отслеживании состояния объектов критической инфраструктуры и раннем обнаружении источников пожаров, в том числе в условиях отсутствия открытого возгорания. Реализовано несколько десятков крупных комплексных проектов во Владимирской области, в Приморье, в Краснодарском крае, Башкирии, Челябинской области, в Ханты-Мансийском автономном округе и многих других регионах. Например, в национальном парке «Башкирия» создана сенсорная сеть датчиков и запущена система «умного» видеонаблюдения с использованием ветрогенератора и солнечной батареи.

Ещё один проект ‒ экомониторинг воды и воздуха в Нижегородской области с помощью умных моделей прогнозирования. МТС единственной среди операторов обладает лицензией Росгидромета на комплексный экомониторинг почвы, атмосферы и воды. Мы ожидаем, что сможем в целом цифровизировать охрану окружающей среды и помочь нашим клиентам автоматически предотвращать чрезвычайные ситуации в экологической сфере. Например, предоставлять чрезвычайным службам визуальные и точные данные о движении загрязняющих веществ для эвакуации людей из опасной зоны за несколько дней до появления «грязного» облака, а также для принятия своевременных мер при первых признаках отклонений от нормы. Сейчас подобные социальные проекты разворачиваются и во многих других регионах, среди которых Иркутская, Челябинская и Вологодская области.

- Можете назвать ключевые собственные разработки МТС? Какие ниши прочно удалось занять?

– Нам удалось успешно заместить ряд иностранных бизнес-решений и обеспечить бесшовную миграцию с ушедших зарубежных платформ, например, Wialon, Zoom, Slack и Miro.

По некоторым направлениям нам удалось создать продукты лучше, чем их иностранные аналоги. Например, сервис от нашей «дочки» SKAI решает не только базовые задачи транспортного и логистического бизнеса: спутниковый мониторинг, контроль топлива, контроль спецтехники, предоставление аналитики, ‒ но и предлагает инновационный функционал, к примеру, отслеживание состояния водителей. 

У нас есть набор решений для корпоративной работы и совещаний. Мы включили в «МТС Линк» сервисы на основе ИИ, это дало ему хороший скачок развития. Например, ИИ-функции для изменения вида спикеров и инструменты для онлайн-ведения протокола встреч. В отличие от зарубежных аналогов, сервисы хранят данные пользователей в защищенном отечественном облаке и входят в Единый реестр российского ПО.

Также мы развиваем собственные IoT-платформы, виртуальные частные сети и виртуальную АТС с ИИ. В этом году совместно с ГК «Эталон» мы создали приложение, в котором можно комплексно управлять всей цифровой инфраструктурой дома от лица застройщика, управляющей компании и жителя.

- Помимо «МТС Линк», в контур b2b МТС входит и другая платформа коммуникаций ‒ МТС Exolve. Какие сервисы развивает эта компания?

– Мы вложили большие усилия в развитие отечественного рынка облачных телекоммуникационных платформ. В частности, много кейсов по внедрению сторонними игроками наших разработок ‒ голосовых роботов, чат-ботов, виртуальных контактных центров. Роботы значительно сокращают количество пропущенных звонков и время ожидания на линии, а колл-центрам позволяют повысить эффективность и оптимизировать расходы.

Например, недавно создали робота-диспетчера для сферы ЖКХ, который умеет принимать показания любых счетчиков и заносить их в CRM-систему. В отличие от человека, робот может без потери качества принимать показания от нескольких жителей одновременно. Это не только сокращает клиентский путь, сохранив персонализацию общения, но также помогает справиться со спамом и защитить личные данные.

- Какие решения интернета вещей (IoT) пользуются наибольшей популярностью среди корпоративных клиентов МТС?

– ЖКХ, энергетика, промышленность и транспорт лидируют по количеству IoT-подключений. С нашей помощью компании обеспечивают безопасность, выстраивают коммуникацию с клиентами, организуют работу магазинов, прокладывают сети интернета вещей на территориях с нестабильной связью, управляют автопарками и выездным персоналом, предотвращают аварии и хищения. Словом, решают практически любые задачи с помощью высоких технологий.

Ежегодно рынок IoT-устройств растет на 20%. Только в прошлом году затраты государства и бизнеса на внедрение решений на базе технологий интернета вещей и межмашинного взаимодействия составили почти 158 млрд руб., согласно оценке компании Onside. Среди драйверов числа подключений сейчас ‒ инициативы государства по стандартизации умных МКД и установке интеллектуальных приборов учета на оборудование тепло-, водо- и газоснабжения.

– Какие тренды определяют развитие B2B-сегмента в ближайшие годы? Какие новые сервисы МТС планирует выводить на рынок? 

– С 2021 г. мы видим активное развитие технологий AIoT (Artificial Intelligence of Things). Синергия IoT, Big Data и ИИ позволяет бизнесам становиться умнее, гибче и предсказывать изменения, повышая качество жизни, эффективность и устойчивость отраслей. Генеративный ИИ, взаимодействующий с IoT и большими данными, будет еще глубже интегрирован в решения для бизнеса, помогая анализировать огромные объемы данных в реальном времени, моделировать сценарии для предотвращения аварий и оптимизировать управление ресурсами. Уже сейчас мы можем предсказывать траекторию рассеивания вредных выбросов, автоматически обнаруживать скрытые признаки возгорания. При этом система сама регистрирует инцидент и уведомляет оператора. В сфере кибербезопасности в нашем портфеле есть облачные решения автоматической защиты от DDoS-атак, непрерывного пентеста (тестирования) цифровых активов и мониторинга угроз. В будущем AIoT сможет предсказывать зоны риска загрязнений и автоматически инициировать корректирующие действия для устранения аварии или предотвращения износа инфраструктуры. Системы AIoT смогут персонализировать здравоохранение и полностью автоматизировать логистику, транспорт и бытовые процессы, адаптируясь под предпочтения жителей умных домов. Мы активно инвестируем в разработку интеллектуальных решений, R&D и сервисную поддержку.

- А большие языковые модель ‒ это не тренд? У вас тоже есть разработки в этой области, как их используют ваши b2b-клиенты и как вы оцениваете потенциал этой технологии?

– LLM служат основой для создания чат-ботов и виртуальных помощников, которые взаимодействуют с пользователями: обрабатывают входящие запросы и выдают рекомендации. Большая языковая модель (LLM) под названием MTS AI Chat для корпоративных клиентов помогает в HR-процессах, документообороте и коммуникациях. Например, может заполнить карточку сделки в CRM-системе.

Если говорить про интернет вещей, то интеграция LLM с IoT может значительно улучшить пользовательский опыт и сделать более интеллектуальными и адаптивными системы управления инфраструктурой. LLM могут анализировать большие объемы данных, собранных с устройств, и это усовершенствует предсказание сбоев оборудования и удаленное управление. Генерация и отладка кода для сценариев IoT уже используется на практике. В будущем LLM смогут следить за рабочим процессом без привлечения IT-специалиста.

В ближайшее время мы планируем запустить экспериментальных роботов МТС Exolve, обученных на больших лингвистических моделях. Также мы рассчитываем использовать речевую аналитику для анализа коммуникаций во всех каналах для выявления точек роста b2b-сервиса.

- Как вы видите дальнейшее развитие b2b-направления МТС, с учетом объявленной на днях реорганизации?

– У нас большие амбиции в сегменте b2b, в целом мы верим в активный рост бизнеса в России. Мы постоянно находимся в поиске новых проектов и идей для развития b2b-направления: фокусируемся не только на развитии имеющихся продуктов, но и на поиске и выводе на рынок новых решений.

Отдельно будем продолжать работу над улучшением клиентского опыта. Например, летом для бизнеса запустили первый на рынке маркетплейс с цифровыми решениями для покупок в несколько кликов. При этом даже в таких традиционных услугах, как доступ к высокоскоростному интернету, видим возможности улучшения клиентского опыта, и за счет этого растем темпами, во многом опережающими рынок. Высокий NPS хорошо иллюстрирует наше отношение к клиенту. Наша задача ‒ помогать бизнесу решать комплексные задачи в одном месте, быть надежным партнером по цифровизации.

Как за четверть века изменился венчурный рынок России

Инвесторы снова оказались на пороге больших возможностей

Евгений Борисов

партнер инвестиционной компании Kama Flow

Развитие венчурного рынка в начале 2000-х в России нельзя рассматривать в отрыве от предыдущих десятилетий. Фундаментальные изменения, произошедшие в постсоветский период, оказали значительное влияние на формирование отрасли прямых и венчурных инвестиций.

Из 1990-х через кризис

Экономические преобразования, начавшиеся в 1990-е, создали основу для развития частных компаний, многие из которых унаследовали инновационные наработки советской прикладной и отраслевой науки. Перед такими проектами открывались большие инвестиционные и рыночные перспективы. Предприятия рождались в условиях значительных рисков и неопределенности, что способствовало поиску нестандартных решений и, как следствие, – развитию предпринимательского духа.

Читать далее

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2024