Россия стремится к цифровому суверенитету и развитию нацплатформ

На чем делается упор в работе с данными

Павел Голосов

директор Института общественных наук РАНХиГС (Президентская академия)

Культура работы с данными – один из главных факторов развития цифровой экономики, технологий и общества в любом современном государстве. В течение последних нескольких лет заметно усилилось внимание к подходам в работе с ней как со стороны бизнеса, так и органов публичной власти. Влияние на рост интереса оказывают уровень цифровой зрелости компаний и организаций (или стремление его повысить), желание усовершенствовать hr-процессы и расширить возможности для принятия решений на основе данных.

В зависимости от страны меняется и подход к работе с данными. Для западных стран характерен высокий уровень прозрачности и подотчетности: компании обязаны информировать пользователей о том, как собираются и используются их данные, а также предоставлять возможность контроля над этим процессом.

В Азии, особенно в Китае, наблюдается иная позиция. Здесь преобладает более свободный подход к сбору и использованию информации, что создает благоприятные условия для быстрого развития технологий в области больших данных и искусственного интеллекта. Япония – еще один интересный пример. Эта страна известна высокой степенью интеграции технологий в повседневную жизнь, что создает благоприятные условия для сбора и анализа больших объемов данных. Однако японский подход отличается сильным влиянием корпоративных культур на практики работы с информацией.

Несмотря на различия в подходах, можно выделить ряд общих мировых тенденций, характерных для этого направления. Во-первых, это растущее внимание к кибербезопасности и защите от утечек данных. Во-вторых, наблюдается активное развитие новых профессий, связанных с анализом данных и расследованием киберпреступлений.

В-третьих, во всех странах повышаются требования к актуальности и точности данных в различных сферах. Это касается не только бизнеса и государственного управления, но и таких областей, как картографические сервисы, где точность и актуальность информации имеют критическое значение.

Россия, в свою очередь, активно формирует собственный подход к культуре работы с данными. С одной стороны, наблюдается стремление к обеспечению цифрового суверенитета и локализации данных внутри страны. С другой – идет активное развитие национальных платформ и технологий обработки данных.

Одна из основных задач управления данными на уровне государства, которую решает российское правительство, – обеспечение межведомственного взаимодействия. Для того чтобы эта коммуникация была эффективной, процесс передачи данных должен происходить в режиме реального времени и на высокой скорости для всех участников сервисных процессов: ведомств, граждан, бизнеса. Поэтому с наращиванием услуг, которые мы получаем онлайн, растет нагрузка и на системы, которые вынуждены обрабатывать все большее количество данных.

Ведущие российские банки уже эффективно применяют аналитику (ИИ) в вопросах кредитного скоринга, для целей государственного управления применяется прогнозирование на основе данных, обезличенные данные телеком-операторов используются для развития целого ряда сфер экономики, активно развивается профилирование в соцсетях. Не будем забывать и о вопросах безопасности данных и устойчивости цифровых инфраструктур. Кроме того, данные активно используются в транспортной сфере, включая обеспечение работы беспилотного транспорта. Данные широко применяются в телемедицине, а также в принятии медицинских решений. Активно развивается использование данных в сфере культуры и искусства.

Что касается качества государственных данных, к ним предъявляются жесткие требования, так как именно это – фундамент управления на основе данных. Их роль в принятии решений на всех уровнях власти будет только расти. Сегодня это пространство для роста, так как далеко не все государственные и муниципальные организации, особенно в российских регионах, готовы своими силами обрабатывать большие массивы входящих данных таким образом, чтобы с этими данными можно было работать. Это вопрос как к цифровой грамотности сотрудников на местах, так и непосредственно культуры работы с данными.

Кроме того, молодые поколения IT-специалистов уже не представляют своей профессиональной жизни без больших языковых моделей – нейросетей с большим числом параметров, которые обучаются на гигабайтах текстов. Большие языковые модели задают стандарты работы с клиентскими сервисами: организации, которые используют эту технологию, получают рост производительности, ускорение R&D, облегчают разработку новых бизнес-моделей и поднимают уровень клиентского опыта.

Культура работы с данными быстро развивается во всем мире. На процесс ее эволюции влияют технологические инновации, изменения в законодательстве, глобальные тенденции, культурные и иные факторы. Общей закономерностью можно назвать то, что как государства, так и отдельные организации постоянно ищут оптимальный баланс между технологическими возможностями, соображениями экономического характера и необходимостью защищать права граждан и их личные данные в цифровом мире. Это трудный баланс, но его можно искать.

Павел Голосов – директор Института общественных наук РАНХиГС, кандидат технических наук

Олег Алдошин: «У нас большие амбиции в сегменте b2b: мы верим в рост бизнеса в России»

Вице-президент МТС о высокотехнологичных решениях для бизнеса

Вице-президент МТС Олег Алдошин/

Андрей Гордеев / Ведомости

Скорость интеграции искусственного интеллекта в бизнес-процессы поражает воображение. В 2024 г. его в своей деятельности использовали около 43% российских компаний ‒ в два раза больше, чем в 2021 г., подсчитали Национальный центр развития ИИ при правительстве и ВЦИОМ. Подавляющее большинство из них ‒ 97% получили от использования этой технологии финансовый или нефинансовый эффект. О спросе бизнеса на «цифру» и ключевых разработках в этой сфере разобрались «Ведомости. Технологии и инновации» из интервью вице-президента МТС по развитию корпоративного и нового бизнеса Олега Алдошина.  

- Цифровизация набирает обороты во всех сферах. Можете оценить уровень цифровизации бизнеса в России? И какие отрасли, по вашим наблюдениям, наиболее ей открыты?

– Главное, с чего стоит начать ‒ цифровая трансформация, и уж тем более автоматизация, не являются чем-то новым для бизнеса. Российские компании в подавляющем большинстве так или иначе используют цифровые решения. Если говорить о регионах, то по итогам 2024 г. в лидерах цифровизации, по нашим оценкам, ‒ Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Якутия, Новосибирская область, ЯНАО, ХМАО, Башкирия. Наиболее открыты для внедрения цифровых решений высококонкурентные отрасли. Традиционно наиболее цифровые ‒ финансовый сектор, логистика, ритейл, образование.

Читать далее

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2024