Что значит пересмотр макропрогнозов Минфина и Минэка
Глобально они не изменят планы властей по расходам и соцвыплатам
Ряд макроэкономических показателей в апрельском прогнозе Минэкономразвития стали более консервативными, а ожидаемый Минфином дефицит бюджета кратно вырос. Оценка инфляции в 2025 г. в прогнозе социально-экономического развития повышена до 7,6% с 4,5% в сентябрьской версии. Цена российской нефти понижена с $69,7 до $56 за баррель, а прогноз по курсу доллара к рублю уменьшен с 96,5 до 94,3 руб./$. Несмотря на сохранение жестких денежно-кредитных условий (ключевая ставка – 21%) прогноз темпа роста российского ВВП в этом году остался неизменным – 2,5%.
Из-за снижения цен на нефть Минфин снизил прогноз по нефтегазовым доходам бюджета и увеличил дефицит бюджета в 3 раза. Общие доходы госказны в этом году составят 38,5 трлн руб. (вместо 40,3 трлн, планировавшихся осенью при подготовке бюджета). Дефицит вырастет до 3,79 трлн руб., или 1,7% прогнозируемого ВВП, против осенних 1,17 трлн руб., или 0,5%, соответственно. Из-за снижения прогнозной цены нефти почти на 20% бюджет в 2025 г. не получит дополнительных нефтегазовых доходов, следует из сообщения ведомства. Изначально они должны были составить 1,8 трлн руб.
Как следует из объявленных Минфином уточненных параметров, общие расходы федерального бюджета в 2025 г. составят 42,3 трлн руб. – на 829 млрд руб. больше, чем планировалось при подготовке бюджета. Это увеличение будет полностью профинансировано дополнительными ненефтегазовыми доходами, которые ожидаются на уровне 30,19 трлн руб. – на 829 млрд руб. больше показателя, заложенного в закон о бюджете. Прирост ненефтегазовых доходов обусловлен «увеличением поступления отдельных налогов и неналоговых платежей», говорится в материалах на сайте Минфина.
Но приоритеты бюджета остаются неизменными, приводятся в сообщении Минфина слова министра финансов Антона Силуанова, – это социальная поддержка граждан, финансовое обеспечение обороны и безопасности государства, поддержка семей участников спецоперации, обеспечение технологического лидерства страны. «Все, что запланировано в бюджете, включая реализацию национальных целей развития, будет выполнено независимо от внешних условий и факторов», – отметил Силуанов.
Минфин рассчитывает, что поправки в бюджет на 2025 г. будут приняты парламентом до конца июня. После подготовки бюджета на 2026–2028 гг. министерство уточнит прогноз по текущему году.
Что это значит
В целом изменение макроэкономических оценок скорее носит технический и регулярный характер и значимым образом не отразится на экономике России и гражданах, говорят экономисты. Минэкономразвития каждую весну и осень обновляет макропрогноз с учетом новых данных, а следом Минфин обновляет параметры бюджета в соответствии с новым прогнозом Минэка и бюджетным правилом, отмечает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев.
Прогноз по инфляции укладывается в консенсус, говорит экономист: Банк России прогнозирует инфляцию по году 7–8%, а рыночный консенсус составляет около 7%.
Более высокая инфляция соответствует более жесткой денежно-кредитной политике (ДКП), говорит руководитель отдела макроэкономического анализа «Финама» Ольга Беленькая. Как ранее говорил Силуанов, федеральный бюджет России на 2025 г. и плановый период 2025–2027 гг. был разработан исходя из средней ключевой ставки Центробанка на уровне 15,1% в 2025 г., а сейчас она уже полгода держится на уровне 21% и ЦБ прогнозирует ее в среднем по году на уровне 19,5–21,5%. Беленькая обращает внимание, что замедление экономического роста (вследствие более жесткой ДКП) будет происходить быстрее, чем прогнозировалось в сентябре прошлого года при планировании бюджета на этот год. Это касается прогнозов по росту инвестиций, зарплат, оборота розничной торговли, платных услуг населению. Кроме того, продолжает экономист, более высокий уровень ключевой ставки и инфляции нашел отражение в дополнительных расходах бюджета на субсидирование льготной ипотеки и индексацию выплат, зависящих от инфляции.
Понижение прогноза по цене на нефть на этот год отражает ухудшение состояния мировой экономики из-за торговых войн, а также новую политику альянса ОПЕК+ с ежемесячным увеличением нефтедобычи, говорит Васильев. 14 мая в течение дня июльские фьючерсы на нефть марки Brent дешевели на лондонской бирже ICE Futures на 0,3% до $66,42/барр. Июньские фьючерсы на марку WTI к этому времени снижались на бирже NYMEX на 0,36% до $63,44/барр.
По мировым меркам это весьма небольшой дефицит бюджета и обычный для России в последние годы, добавляет Васильев. Для сравнения: в прошлом году дефицит бюджета также составил 1,7% ВВП, в 2023 г. – 1,9%, в 2022 г. – 2,1%.
Объективное отражение ситуации с госказной должно консолидировать усилия правительства России по наполнению доходной части бюджета (в первую очередь за счет повышения эффективности администрирования налогов и сборов), а также по финансированию бюджетных расходов, добавляет управляющий эксперт центра аналитики и экспертизы ПСБ Денис Попов. Кроме того, правительство вместе с Центробанком смогут своевременно скорректировать политику для обеспечения «мягкой посадки» экономики России, исключив угрозу ее переохлаждения.
Деньги не проблема
Увеличение дефицита бюджета проведено в соответствии с бюджетным правилом, напоминает Васильев: выпадающие нефтегазовые доходы будут компенсированы средствами фонда национального благосостояния (ФНБ), а дополнительные ненефтегазовые доходы пойдут на расходы. Бюджет в текущем году структурно сбалансирован при нефти по $60/барр., а общий дефицит определится в основном отклонением от этой цены, добавляет главный экономист группы ВТБ Родион Латыпов. Источником финансирования недостающих нефтегазовых доходов будет ФНБ, ликвидных средств в котором достаточно.
В начале мая Силуанов говорил, что Минфин по итогам года планирует использовать 447 млрд руб. из ФНБ. «Никаких дополнительных объемов заимствований или увеличения расходов сверх роста ненефтегазовых доходов у нас не предполагается», – сказал он. Кроме того, Минфин не рассматривает в качестве дополнительного источника доходов предлагаемую им программу приватизации, которая сейчас находится на рассмотрении в правительстве. Если предложения министерства будут поддержаны, то средства от продажи долей, акций планируется направить на развитие этих компаний, уточнил Силуанов.
Бюджетное правило в России
Несмотря на рост расходов и сокращение нефтегазовых доходов, Минфин не планирует в этом году прибегать и к «неординарным» фискальным мерам для пополнения доходной части казны, подчеркнул Силуанов. Он добавил, что к подобным налоговым решениям бизнес обычно относится негативно и просит их вводить только после обсуждения и с начала финансового года. «В текущем году мы не рассматриваем такого рода решения», – подчеркнул министр.
При необходимости Минфин может в конце года еще увеличить программу займов и выполнить ее за счет размещения популярных у банков флоатеров (с плавающим купоном), как это было в 2024, 2022 и 2022 гг., считает Васильев. План Минфина по размещению ОФЗ на этот год – 4,8 трлн руб. С начала года ведомство разместило гособлигаций на 1,7 трлн руб., это 36% от годового плана.
Планы выполнимы
В «Ренессанс капитале» не видят в настоящее время рисков для бюджетной устойчивости, поэтому все социальные обязательства будут выполнены в полном объеме, какие-то из них будучи потом проиндексированными на более высокий уровень инфляции, отмечает руководитель аналитического управления, главный экономист Олег Кузьмин. Размер выпадающих доходов – около 1 трлн руб., в ФНБ – около 5 трлн руб., хватает, чтобы не урезать расходы бюджета, в том числе социальные, говорит главный экономист «БКС мир инвестиций» Илья Федоров.
Государство однозначно продолжит выполнять все свои социальные обязательства, согласен Попов: даже при секвестре бюджета (недовыполнение статей бюджетных расходов) сокращение расходов по защищенным статьям, куда относятся социальные выплаты, не производится. Текущая ситуация очень далека от той, которая предполагает секвестр бюджетных расходов, считает экономист. Более вероятен иной сценарий – дополнительного повышения плана расходов бюджета.
Если дефицит бюджета продолжит расти (за счет повышения расходов или недовыполнения плана доходов), Минфину придется выискивать ресурсы на его финансирование, продолжает Попов. Источников два – увеличение государственного долга и использование резервов (ФНБ и остатки на счетах казначейства). При этом потенциал безболезненного с макроэкономической точки зрения увеличения государственного долга достаточно большой, считает Попов: внутренний долг России один из самых низких среди крупных экономик мира и составляет около 12% ВВП (к примеру, у Японии он более 200%).