Михаил Мойзых: «Если нам что-то не дают, то мы сами это сделаем»

Глава компании «Суперокс» Михаил Мойзых о том, как превратить науку в быстрорастущий бизнес
Глава компании «Суперокс» Михаил Мойзых/ Пресс-служба компании «Суперокс»

Компания «Суперокс» была создана в 2006 г. на базе химического факультета МГУ. Ее первыми клиентами были российские научные организации, покупавшие для своих проектов высокотемпературную сверхпроводящую ленту – раньше ее можно было приобрести только у компаний из США и Японии. Сейчас «Суперокс» поставляет эту продукцию в крупнейшие технологические корпорации, ведущие университеты и научные центры мира и участвует в разработке технологий и приборов на базе сверхпроводников. Компания также создала первый в России токоограничитель с использованием сверхпроводника и первый в мире работающий прототип гибридного авиационного двигателя.

Компанию основал бывший заместитель министра финансов и сенатор Андрей Вавилов, его сподвижником стал Андрей Кауль – научный руководитель проекта по сверхпроводникам на химфаке МГУ. Состав акционеров и финансовые показатели «Суперокс» не раскрывает.

– Что происходило в бизнесе «Суперокса» последние два года?

– Основной продукт компании с точки зрения выручки – высокотемпературный сверхпроводник. В 2020 г. мы произвели 150 км ВТСП-лент, а в 2021 г. этот показатель вырос до 700 км. В 2022–2023 гг. он оставался примерно на том же уровне. Так что ситуация в бизнесе стабильная, что с учетом нынешнего контекста уже очень неплохо.

Михаил Мойзых

глава компании «Суперокс»
Родился 20 мая 1988 г.
2010
окончил химический факультет МГУ
2013
защитил кандидатскую диссертацию по химии твердого тела
2013 – 2019
занимал различные должности в компании «С-инновации»
2023
генеральный директор компании «Суперокс»
– Кто сейчас основные потребители ВТСП-лент?

– В первую очередь это научные организации, создающие проекты в области управляемого термоядерного синтеза, за последние годы их число кратно выросло. Благодаря нескольким игрокам в мире, включая «Суперокс», сформировался рынок продукции, связанной с ВТСП, и стали возможны более простые подходы к реализации проектов в области управляемого термоядерного синтеза. С переходом с низкотемпературных сверхпроводников к высокотемпературным существенно снизились необходимые затраты и габариты объектов. Если раньше для попытки создания управляемых термоядерных реакторов нужны были усилия десятков стран, то сейчас об этом заявляют отдельные компании. В настоящее время над решением данной задачи работает около 30 организаций, у всех разные модели дальнейшего использования технологии, от производства энергии до переработки ядерного топлива.

– Какую долю в выручке вашей компании обеспечивают продажи организациям, занимающимся НИОКР и экспериментами с управляемым ядерным синтезом?

– Более 80%.

– Нет ли в таком фокусе рисков для бизнеса – если создание управляемого термоядерного синтеза будет признано невозможным?

– Любой бизнес берет на себя риски. Но этой темой занимаются десятки компаний, и вероятность неудачи серьезно снижается. Кроме того, мы постоянно работаем над диверсификацией деятельности и производим токоограничивающие устройства, высокополевые магниты, электрические двигатели. Если интерес к термоядерному синтезу будет падать, мы сможем быстро перестроить свое производство на другие задачи. Все оборудование принадлежит нам, производственные мощности находятся в московском технопарке «Слава», где мы занимаем около трети площадей.

– Насколько конкурентным является мировой рынок ВТСП-лент?

– Эту продукцию на коммерческих условиях кроме нас поставляют шесть компаний: две в США, одна в Южной Корее, одна в Японии и одна в Китае. Так что на мировом уровне конкуренция весьма существенная.

Сверхпроводимость и термоядерный синтез

Термоядерная реакция – самый мощный источник энергии во Вселенной. Долгое время ученые думали о том, чтобы приручить эту реакцию и использовать ее для производства тепла и электричества. Впервые возможность приблизиться к управляемой термоядерной реакции появилась после изобретения сверхпроводимости, при которой сопротивление электрического провода снижается до чрезвычайно малых величин. Благодаря этому стало возможным создавать сверхмощные магниты. Их используют, чтобы удерживать внутри реактора плазму, которая должна стать топливом для термоядерного синтеза. 28 июля 2020 г. во Франции начали собирать термоядерный реактор ITER, строительство планируют завершить в 2025 г. В проекте участвуют Россия, ЕС, Индия, Китай, Южная Корея, США и Япония.
Долгое время единственным способом достижения сверхпроводимости было охлаждение провода до температур ниже точки кипения гелия (-269 °C). В 1990-х гг. ученые разработали технологии, позволяющие обеспечить сверхпроводимость за счет использования композиционных материалов в виде керамической пленки на металлической ленте-подложке при температуре на уровне жидкого азота (-196 °C). Одними из распространенных приборов, изготовленных с использованием технологии, являются высокополевые магниты, которые применяются в медицине для МРТ, в энергетике – для проектов по созданию термоядерных реакторов, в научных разработках, в том числе связанных с ускорителями заряженных частиц.

– По данным самой компании, «Суперокс» в 2018 г. занимал 20% глобального рынка ВТСП-лент. Какая у вас доля сейчас?

– Мы увеличили ее примерно в 2 раза. Основная причина – у нашего провода очень хорошие свойства для применения в высокополевых магнитах, которые являются наиболее материалоемкими в проектах управляемого термоядерного синтеза.

– Компания «Суперокс» появилась благодаря исследованиям – до вас такого продукта, как ВТСП-ленты, не было. Продолжаете ли вы инвестировать в научные разработки?

– Мы тратим примерно 10% ресурсов на НИОКР. Это не только деньги, но и время сотрудников, производственные площади и т. д. И в значительной степени эти усилия направлены не на горизонтальное развитие, а на вертикальное. То есть мы не только изучаем возможности выхода на новые рынки, но и создаем на базе нашего основного продукта – сверхпроводников – устройства и решения, которые необходимы конечным клиентам. Они могут сказать: «Нам нужен магнит с такими-то параметрами для работы в определенных условиях», и мы эту задачу, скорее всего, решим.

– По данным Statista, в 2022 г. IT-компании в мире тратили на НИОКР 23% от выручки. Почему ваши инвестиции существенно меньше?

– Мы руководствуемся проектным подходом. В те годы, когда перед нами стояли конкретные задачи разработать то или иное решение (например, токоограничитель), доля НИОКР достигала 50% выручки и более. В 2022 г. к нам обратилась организация из Санкт-Петербурга, занимающаяся вопросами термоядерного синтеза, ей нужен был специальный высокополевой магнит для испытаний термоядерного оборудования. И мы успешно решили эту задачу, создав первый в России магнит на ВТСП с полем в 20 Тесла. Возможно, в дальнейшем на его основе появится испытательный российский стенд, аналог уникального оборудования, действующего в Швейцарии. 

– Занимается ли компания научными изысканиями, которые не найдут практического применения в ближайшие десятилетия?

– С одной стороны, для ученых характерно стремление ответить на глобальные вопросы, касающиеся устройства мозга, Вселенной, неограниченных источников энергии и т. д. Но, с другой стороны, мы частный бизнес и вкладываем усилия в те задачи, которые могут принести осязаемые преимущества в обозримом будущем. Например, одной из таких задач для нас были токоограничители – оборудование для энергетических компаний, позволяющее снизить нагрузку на электросеть. В 2017 г. «Суперокс» выиграл тендер Объединенной энергетической компании на 1,6 млрд руб. на установку первого такого токоограничителя на подстанции «Мневники» в Москве. По подсчетам НИУ ВШЭ, введение в эксплуатацию 8–10 подобных устройств в столице поможет сэкономить городу 148 млрд руб. за 15–20 лет. Потенциальная емкость российского рынка – до 100 подобных устройств, мирового – несколько тысяч.

– Сколько клиентов и заказов вы потеряли после 2022 г.?

– Пока общая структура потребления продукции осталась неизменной по сравнению с 2021 г. Отчасти это обусловлено тем, что у нас около половины мирового рынка, нашу продукцию сложно заменить. Но мы прогнозируем изменение структуры потребления и увеличение доли клиентов из Азии.

– Есть ли у вас проблемы с доступом к необходимым материалам и технологиям из-за санкционных ограничений?

– Когда мы не можем получить нужный нам материал или деталь механизма из-за санкций или усложнившейся логистики, нам иногда проще с нуля создать такой же продукт. Если нам что-то не дают, то мы сами это сделаем. Но здесь очень важны люди с необходимыми компетенциями. В последние годы ценность сотрудников возросла; их интересует не только зарплата, но и возможность удаленной работы, в том числе из-за рубежа, – нужно гибко подходить ко всем ситуациям.

– В последние два года практически все компании в России пересмотрели свою стратегию. Какие задачи стоят перед вами?

– Основная задача – это стабильная работа компании, диверсификация продукции и обеспечение независимости от поставок. В этом году мы увеличили число поставщиков по некоторым видам компонентов до 6 раз. Второй приоритет – формирование новых рынков: решения для энергетики и развитие наших компетенций в области высокополевых магнитов. Кроме научных задач и токоограничения в энергетике, они могут использоваться в промышленности (нагрев заготовок металлообработки, разделение отходов и др.). Также магниты высокой мощности можно применять в магнитно-резонансной томографии, они обеспечивают более детальную картину.

– Как вы считаете, почему в России мало наукоемких компаний, добившихся успеха на международном уровне?

– Я не возьмусь судить, много их или мало. Для частной компании успех – это в первую очередь заработок. А чтобы он был, у продукта должен быть покупатель. Поэтому важно выстроить цепочку: потребитель – компания – технология. Например, ученый работает над проблемой, которая ему интересна, и побочным проектом является материал с новыми свойствами. Ученый не знает, как этот материал можно применить в бизнесе. Поэтому у компании в штате должны быть сотрудники, которые говорят на одном языке с учеными, конечными потребителями, финансистами, маркетологами. И нужно быть в курсе актуальных вопросов, научных и общественных. Например, я заканчивал химфак МГУ и стараюсь публиковать научные работы, оставаться действующим ученым. Но при этом смотрю на процессы в компании с точки зрения финансовых и операционных показателей, а здесь важно много общаться с заказчиками и инвесторами.