«Если нам что-то не дают, то мы сами это сделаем»
Глава компании «Суперокс» Михаил Мойзых о том, как превратить науку в быстрорастущий бизнес
Компания «Суперокс» была создана в 2006 г. на базе химического факультета МГУ. Ее первыми клиентами были российские научные организации, покупавшие для своих проектов высокотемпературную сверхпроводящую ленту – раньше ее можно было приобрести только у компаний из США и Японии. Сейчас «Суперокс» поставляет эту продукцию в крупнейшие технологические корпорации, ведущие университеты и научные центры мира и участвует в разработке технологий и приборов на базе сверхпроводников. Компания также создала первый в России токоограничитель с использованием сверхпроводника и первый в мире работающий прототип гибридного авиационного двигателя.
Компанию основал бывший заместитель министра финансов и сенатор Андрей Вавилов, его сподвижником стал Андрей Кауль – научный руководитель проекта по сверхпроводникам на химфаке МГУ. Состав акционеров и финансовые показатели «Суперокс» не раскрывает.
– Основной продукт компании с точки зрения выручки – высокотемпературный сверхпроводник. В 2020 г. мы произвели 150 км ВТСП-лент, а в 2021 г. этот показатель вырос до 700 км. В 2022–2023 гг. он оставался примерно на том же уровне. Так что ситуация в бизнесе стабильная, что с учетом нынешнего контекста уже очень неплохо.

Михаил Мойзых
– В первую очередь это научные организации, создающие проекты в области управляемого термоядерного синтеза, за последние годы их число кратно выросло. Благодаря нескольким игрокам в мире, включая «Суперокс», сформировался рынок продукции, связанной с ВТСП, и стали возможны более простые подходы к реализации проектов в области управляемого термоядерного синтеза. С переходом с низкотемпературных сверхпроводников к высокотемпературным существенно снизились необходимые затраты и габариты объектов. Если раньше для попытки создания управляемых термоядерных реакторов нужны были усилия десятков стран, то сейчас об этом заявляют отдельные компании. В настоящее время над решением данной задачи работает около 30 организаций, у всех разные модели дальнейшего использования технологии, от производства энергии до переработки ядерного топлива.
– Более 80%.
– Любой бизнес берет на себя риски. Но этой темой занимаются десятки компаний, и вероятность неудачи серьезно снижается. Кроме того, мы постоянно работаем над диверсификацией деятельности и производим токоограничивающие устройства, высокополевые магниты, электрические двигатели. Если интерес к термоядерному синтезу будет падать, мы сможем быстро перестроить свое производство на другие задачи. Все оборудование принадлежит нам, производственные мощности находятся в московском технопарке «Слава», где мы занимаем около трети площадей.
– Эту продукцию на коммерческих условиях кроме нас поставляют шесть компаний: две в США, одна в Южной Корее, одна в Японии и одна в Китае. Так что на мировом уровне конкуренция весьма существенная.
Сверхпроводимость и термоядерный синтез
Долгое время единственным способом достижения сверхпроводимости было охлаждение провода до температур ниже точки кипения гелия (-269 °C). В 1990-х гг. ученые разработали технологии, позволяющие обеспечить сверхпроводимость за счет использования композиционных материалов в виде керамической пленки на металлической ленте-подложке при температуре на уровне жидкого азота (-196 °C). Одними из распространенных приборов, изготовленных с использованием технологии, являются высокополевые магниты, которые применяются в медицине для МРТ, в энергетике – для проектов по созданию термоядерных реакторов, в научных разработках, в том числе связанных с ускорителями заряженных частиц.
– Мы увеличили ее примерно в 2 раза. Основная причина – у нашего провода очень хорошие свойства для применения в высокополевых магнитах, которые являются наиболее материалоемкими в проектах управляемого термоядерного синтеза.
– Мы тратим примерно 10% ресурсов на НИОКР. Это не только деньги, но и время сотрудников, производственные площади и т. д. И в значительной степени эти усилия направлены не на горизонтальное развитие, а на вертикальное. То есть мы не только изучаем возможности выхода на новые рынки, но и создаем на базе нашего основного продукта – сверхпроводников – устройства и решения, которые необходимы конечным клиентам. Они могут сказать: «Нам нужен магнит с такими-то параметрами для работы в определенных условиях», и мы эту задачу, скорее всего, решим.
– Мы руководствуемся проектным подходом. В те годы, когда перед нами стояли конкретные задачи разработать то или иное решение (например, токоограничитель), доля НИОКР достигала 50% выручки и более. В 2022 г. к нам обратилась организация из Санкт-Петербурга, занимающаяся вопросами термоядерного синтеза, ей нужен был специальный высокополевой магнит для испытаний термоядерного оборудования. И мы успешно решили эту задачу, создав первый в России магнит на ВТСП с полем в 20 Тесла. Возможно, в дальнейшем на его основе появится испытательный российский стенд, аналог уникального оборудования, действующего в Швейцарии.
– С одной стороны, для ученых характерно стремление ответить на глобальные вопросы, касающиеся устройства мозга, Вселенной, неограниченных источников энергии и т. д. Но, с другой стороны, мы частный бизнес и вкладываем усилия в те задачи, которые могут принести осязаемые преимущества в обозримом будущем. Например, одной из таких задач для нас были токоограничители – оборудование для энергетических компаний, позволяющее снизить нагрузку на электросеть. В 2017 г. «Суперокс» выиграл тендер Объединенной энергетической компании на 1,6 млрд руб. на установку первого такого токоограничителя на подстанции «Мневники» в Москве. По подсчетам НИУ ВШЭ, введение в эксплуатацию 8–10 подобных устройств в столице поможет сэкономить городу 148 млрд руб. за 15–20 лет. Потенциальная емкость российского рынка – до 100 подобных устройств, мирового – несколько тысяч.
– Пока общая структура потребления продукции осталась неизменной по сравнению с 2021 г. Отчасти это обусловлено тем, что у нас около половины мирового рынка, нашу продукцию сложно заменить. Но мы прогнозируем изменение структуры потребления и увеличение доли клиентов из Азии.
– Когда мы не можем получить нужный нам материал или деталь механизма из-за санкций или усложнившейся логистики, нам иногда проще с нуля создать такой же продукт. Если нам что-то не дают, то мы сами это сделаем. Но здесь очень важны люди с необходимыми компетенциями. В последние годы ценность сотрудников возросла; их интересует не только зарплата, но и возможность удаленной работы, в том числе из-за рубежа, – нужно гибко подходить ко всем ситуациям.
– Основная задача – это стабильная работа компании, диверсификация продукции и обеспечение независимости от поставок. В этом году мы увеличили число поставщиков по некоторым видам компонентов до 6 раз. Второй приоритет – формирование новых рынков: решения для энергетики и развитие наших компетенций в области высокополевых магнитов. Кроме научных задач и токоограничения в энергетике, они могут использоваться в промышленности (нагрев заготовок металлообработки, разделение отходов и др.). Также магниты высокой мощности можно применять в магнитно-резонансной томографии, они обеспечивают более детальную картину.
– Я не возьмусь судить, много их или мало. Для частной компании успех – это в первую очередь заработок. А чтобы он был, у продукта должен быть покупатель. Поэтому важно выстроить цепочку: потребитель – компания – технология. Например, ученый работает над проблемой, которая ему интересна, и побочным проектом является материал с новыми свойствами. Ученый не знает, как этот материал можно применить в бизнесе. Поэтому у компании в штате должны быть сотрудники, которые говорят на одном языке с учеными, конечными потребителями, финансистами, маркетологами. И нужно быть в курсе актуальных вопросов, научных и общественных. Например, я заканчивал химфак МГУ и стараюсь публиковать научные работы, оставаться действующим ученым. Но при этом смотрю на процессы в компании с точки зрения финансовых и операционных показателей, а здесь важно много общаться с заказчиками и инвесторами.