Из пушки по воробьям
Инфляцию в стране можно было бы сдержать, не прибегая к повышению ставки ЦБИтак, Центробанк в очередной раз повысил ставку – до 21% годовых, или на 2 п. п. Такого роста не ожидало большинство аналитиков и экспертов – консенсус был на ставке в 20%. Это жесткое решение регулятора обрушило фондовый рынок страны, отдаляя исполнение задачи президента по росту капитализации фондового рынка до уровня не менее 66% ВВП РФ к 2030 г.
Основная аргументация Банка России – существенный рост инфляции, которая складывается значительно выше прогнозов. Но почему это происходит? Почему инфляция настолько неукротима, что даже столь суровые решения финансового регулятора никак не могут ее остудить? В этом плане весьма любопытны выводы, к которым пришли аналитики департамента исследования и прогнозирования ЦБ РФ в своем бюллетене «О чем говорят тренды», вышедшем в середине октября. В нем в качестве решающих факторов роста инфляции названы не глобальные тенденции, не какой-либо серьезный кризис в отечественной экономике, а... значительное повышение утилизационного сбора на автомобили и слишком быстрый рост тарифов на коммунальные услуги. Что, серьезно? Это настолько непреодолимые обстоятельства, что ради борьбы с их последствиями надо срочно замораживать всю экономическую динамику, лишая доступа к финансированию на приемлемых условиях практически все отрасли реальной экономики? Не стреляет ли уважаемый Центробанк из крупнокалиберной пушки по воробьям, которых можно было бы переловить вручную? И какова роль в инфляционных процессах у других регуляторов? Не они ли плодят этих самых настырных воробьев? И стая таких «птичек» уже достаточно внушительная.
Неудержимые тарифы
В ряде отраслей экономики ежегодно индексируются тарифы, и зачастую их повышение является избыточным. Возьмем, к примеру, упомянутые экспертами ЦБ ставки в сфере ЖКХ. С 1 июля нынешнего года они увеличены в среднем на 10%, что явно выше уровня инфляции. Может быть, это необходимо, поскольку коммунальщики находятся на грани разорения? Да вроде нет. Как свидетельствует статистика, финансовый результат (прибыль до налогообложения) предприятий жилищно-коммунального хозяйства в 2023 г. достиг рекордного уровня – 1 трлн руб., что в 2 раза выше показателя за 2022 г. и в 5 раз – за 2020 г. За что же тогда такая «подачка»?
Впрочем, коммунальщики не одиноки в своем счастье. Начиная с 2020 г. ежегодно растет размер индексации тарифов «Транснефти» на перекачку нефти. Если в 2020 г. она составила 3,4%, то в 2021-м – 3,6%, в 2022-м – 4,3%, в 2023-м – 6,0%. В нынешнем же году установлен очередной рекорд – 7,2%. Неужели у «Транснефти» столь плохи дела, что впору с протянутой рукой идти в правительство? Тоже нет. С конца 2018 г. объем ликвидных финансовых активов (денежные средства и краткосрочные финансовые активы) на балансе монополии ежегодно увеличивается. На конец первого полугодия нынешнего года он достиг 652 млрд руб., что более чем в 2 раза превышает показатель на конец 2018 г. Если разместить этот объем под 21% годовых, то ежегодный процентный доход составит 137 млрд руб. – что сопоставимо с половиной операционной прибыли монополии за 2023 или 2022 гг. То есть скоро у «Транснефти» отпадет надобность транспортировать нефть вообще и компания сможет жить только на проценты. И индексация тарифов монополии осуществляется на фоне того, что ее чистая прибыль за прошлый год оказалась на историческом максимуме – 307 млрд руб. (на 21% больше по сравнению с предыдущим годом, хотя поставки нефти по системе «Транснефти» остались на прежнем уровне).
Именно такое необоснованное повышение тарифов ведет к росту цен во всей отечественной экономике, формирует избыточную прибыль и накапливает чрезмерный объем финансовых ресурсов в определенных секторах. Отсюда и высокая инфляция, которую ЦБ пытается «расстрелять» из своей «пушки». Не проще ли чуть поумерить аппетиты и не допускать роста тарифов, где их индексация вообще не требуется?
Льготы за гранью разумного
Еще один фактор усиления инфляционного давления и пониженного эффекта от изменения ключевой ставки – высокая доля льготных кредитов в портфеле банковской системы. За последние 4,5 года (с 2020-го по первое полугодие 2024-го) совокупный объем кредитов с субсидированными ставками вырос в 9 раз, с 1,5 трлн до 14 трлн руб. На конец июня на такие кредиты приходилось чуть более 15% кредитного портфеля банковской системы страны (тогда как на начало 2020 г. – всего 3,6%). Основной вклад в такой прирост, конечно, внесла льготная ипотека, которая стала доступной практически всем, в том числе обеспеченным слоям населения, не испытывающим острой потребности в улучшении жилищных условий.
Замечено, что период между каждым «выстрелом» Центробанка (т. е. очередным повышением процентной ставки) и поражением цели (т. е. снижением инфляции) становится все длительнее. Так, в конце 2014 г. ставка была удвоена (с 8% в октябре до 17% в декабре) и инфляция начала замедляться спустя четыре месяца. А вот очередное удвоение во второй половине 2023 г. (с 7,5% в июле до 16% в декабре) дало эффект только спустя восемь месяцев, начиная с июля нынешнего года.
Почему же снаряд все дольше летит в цель? Как раз в силу значительного масштаба льготного кредитования экономики. Такие кредиты слабо чувствительны к изменениям денежно-кредитной политики. И чем значительнее их доля, тем сильнее нужно изменить ключевую ставку, чтобы повлиять на инфляцию. Кроме того, избыточные объемы льготной ипотеки существенно подняли уровень цен на первичном рынке жилья. Так как доступ к таким кредитам имели практически все, в том числе и состоятельные слои населения, приобретавшие сразу несколько квартир за счет льготной ипотеки. Иными словами, вопреки своей первоначальной задаче государственная программа по обеспечению населения доступным жильем сделала его недоступным – чуть менее чем за пять лет произошел почти трехкратный рост цен на первичном рынке жилья.
Финансирование льготных процентных ставок осуществляется в рамках госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Расходы по программе с 2020 г. неуклонно росли: с 312 млрд руб. в 2020 г. до 953 млрд в 2024 г. (прогноз), а в обсуждаемом бюджете на 2025 г. – 1546 млрд. Это пятикратный рост за пять лет. Такая тенденция, безусловно, способствует росту дефицита бюджета. Но если где-то убыло, значит, где-то прибыло. Основными бенефициарами указанного стали застройщики (а также производители строительных материалов, например металлургические компании) и банки, которые озолотились за счет бюджетных трат.
«Бедные и несчастные»
Да, сейчас программы льготной ипотеки сворачиваются, что хотя бы остановит рост льготной части кредитного портфеля банковской системы. Но аналогичная проблема избыточного субсидирования процентных ставок по кредитам остается в других отраслях. К примеру, существенная доля льготных кредитов приходится на агропромышленный комплекс. Принято считать, что сельское хозяйство у нас «бедное и несчастное» и поэтому нуждается в постоянной государственной заботе, выражаемой, конечно же, в различных видах субсидий. Но так ли плох пациент на самом деле? С 2020 г. финансовый результат предприятий растениеводства и животноводства устойчиво превышает расходы по госпрограмме развития сельского хозяйства – в среднем более чем на 180 млрд руб. в год. Иными словами, субсидируются предприятия, которым по факту поддержка не нужна. Даже при полной отмене всех государственных вливаний их финансовый результат не станет отрицательным.
За 2017–2024 гг. на госпрограмму «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» будет направлено 2,7 трлн руб., при этом продовольственная инфляция была выше показателя общей инфляции.
Основным направлением расходов по упомянутой госпрограмме является субсидирование стоимости кредитных средств. Например, только в 2023 г. «Русагро» и «Черкизово» (далеко не крупнейшие сельхозпредприятия страны) получили за счет данной преференции более 15 млрд руб. Хотя их суммарная прибыль за прошлый год превысила 73 млрд руб. Проще говоря, они могли бы и обойтись без поддержки со стороны государства.
При этом практика показывает, что субсидируемые предприятия далеко не всегда направляют полученные от операционной деятельности средства на развитие производства. Зачастую они тратят их на приобретение финансовых активов, сулящих наибольший процентный доход. А за счет субсидий развивают свой бизнес. То есть фактически через избыточные субсидии стимулируется не производство, а ростовщичество.
Не стоит также забывать, что сельхозпредприятия имеют пониженный уровень налогообложения – вплоть до нулевых ставок налога на прибыль по некоторые видам деятельности. Но при этом ряд аграрных корпораций в 2023 г. попали под действие единовременного налога на сверхприбыль прошлых лет. Как сочетаются налоговые льготы от государства и сверхприбыль, которую приходится облагать дополнительным налогом, – понять трудно.
Таким образом, необходимо сокращать льготные программы кредитования, вплоть до отмены определенных видов субсидируемых кредитов в ряде секторов экономики. Благодаря такой мере можно будет вернуть эффективность главному «оружию» Центробанка – изменениям ключевой ставки.
Сверхприбыли для монополистов
Есть и еще один способ борьбы с инфляцией – недопущение необоснованного роста внутренних цен на ряд товаров. Здесь наиболее показателен пример металлопродукции. Она востребована практически во всех ключевых отраслях, поэтому ее подорожание разгоняет инфляцию, что требует соответствующей реакции со стороны Банка России.
Не секрет, что российский рынок является премиальным для металлургических предприятий страны. То есть цены на нем завышены по сравнению с мировыми. По крайней мере, к такому выводу пришли в результате своего расследования специалисты Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В итоге НЛМК, ММК и «Северсталь» были признаны виновными в поддержании в 2021 г. необоснованно высоких цен на горячекатаный прокат. Им были назначены штрафы в суммарном размере 23 млрд руб., что несопоставимо меньше полученной ими сверхприбыли (по оценкам, 160 млрд руб. в 2019–2023 гг.). Кроме того, указанная сумма штрафов была снижена в 10 раз по итогам достигнутых в 2024 г. мировых соглашений.
В последние два года ситуация только усугубилась. В частности, премия на внутреннем рынке горячекатаного проката за девять месяцев 2024 г. достигла 24% против 8% в 2021 г., а в сегменте арматуры она за аналогичный период выросла с 5 до 15%. Что требует более жестких мер со стороны ФАС, чем уже принятые ранее.
Для защиты «своего» рынка указанная троица инициировала антидемпинговое расследование в отношении Китая в Евразийской экономической комиссии. Указывается, что Китай может увеличить поставки проката, а также на опыт других стран: на прокат из КНР действуют пошлины в ЕС, США. Таким, образом, три крупнейшие российские металлургические компании не только поддерживают повышенные цены на металлопродукцию внутри страны, но и препятствуют ее поставкам из Китая, чтобы не было снижения цен. А для снижения инфляции, как известно, чем больше альтернатив по пониженным ценам, тем лучше.
Дорого и богато
Наконец, маховик инфляции раскручивают излишне дорогостоящие и при этом не самые необходимые строительные проекты. Примеры лежат на поверхности. В 2024 г. власти Санкт-Петербурга подписали с «Газпромом» соглашение о возведении двух новых небоскребов – грандиозного «Лахта-центр – 2» (703 м, что сделает его вторым по высоте зданием в мире) и чуть более скромного «Лахта-центр – 3» (555 м). В целом на создание «Лахта-центра» государственный «Газпром» потратил свыше 120 млрд руб.
Кроме того, структуры газовой монополии намерены построить новый туристический кластер «Горская» под Петербургом, инвестиции в который оцениваются в 210 млрд руб. На стадии реконструкции находится Таврический сад, вложения в который оцениваются в 1,8 млрд руб. На данный момент идет также строительство театра и здания Верховного суда в рамках проекта культурно-досугового центра «Тучков буян».
В свою очередь, Сбербанк намерен расширить гостиничный комплекс «Мрия» в Крыму, возведя на его территории еще один отель повышенной комфортности на 420 номеров. По сути, речь идет о целом курортном городе на площади более 108 га. Дело хорошее, но своевременное ли, учитывая уровень инфляции в стране? Еще один проект крупнейшего финансового учреждения страны – строительство так называемого «Сберсити», стартовавшее в 2024 г. Масштаб также впечатляет – 5 млн кв. м недвижимости.
Не отстает и «Транснефть», которая намерена построить офисное здание в Челябинске площадью до 2700 кв. м. РЖД ранее объявляла о строительстве новой штаб-квартиры на месте Рижского грузового двора в Москве на территории площадью около 20 га.
Такими темпами скоро все государственные монополии, в том числе осуществляющие свою деятельность по устанавливаемым тарифам, будут находиться в дорогих небоскребах. Очевидно, что все подобные дорогие стройки можно было бы и отложить на период охлаждения экономики России. Ведь они берут на себя часть ограниченных производственных ресурсов экономики. Это способствовало бы снижению инфляции и, соответственно, не вынуждало бы Банк России прибегать к столь радикальным мерам, как повышение ключевой ставки.
