Газели убегают от кризиса

Какие компании попали в список быстрорастущих
Freepik

Предыдущий замер ситуации в секторе БРК производился два года назад на данных отчетности компаний за период 2017–2020 гг. Несмотря на COVID-19 и экономический спад, исследователи обнаружили приличное поголовье газелей – примерно 28 600. Все они ежегодно прибавляли не менее 20% к своей выручке в течение трех лет подряд.

В этот раз эксперты Института менеджмента инноваций Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ замеряли ситуацию с БРК на отрезке 2019–2022 гг. (далее – БРК-2022). Дополнительно был проведен замер и по предыдущему циклу роста, т. е. по ситуации за 2018–2021 гг. (далее – БРК-2021). Нет необходимости объяснять, каким был 2022 год для России: СВО, санкции, разрыв внешнеэкономических связей, частичная мобилизация, скачок банковских ставок и т. д. А 2019 год стал последним относительно спокойным годом, когда экономика достаточно динамично росла, поэтому он не давал преимуществ в плане низкой базы. В этих условиях были основания предполагать сокращение числа БРК.

Но их количество в России осталось на относительно стабильном уровне. В 2018–2021 гг. в стране было 29 600 БРК, а в 2019–2022 гг. – 28 700. То есть при всей турбулентности экономики число БРК на протяжении трех циклов наблюдения составляет относительно стабильную величину 28 000–30 000.

Руководители компаний подтверждают, что возможности для быстрого роста сохраняются. «Сегодня наш бизнес находится в состоянии непрерывного масштабирования. Мы расширяем рамки флагманского для нас направления – резервного копирования и защиты данных, на рынок выходят новые продукты, растет команда, налажен диалог с заказчиками», – говорит исполнительный директор компании «Киберпротект» Елена Бочерова. По словам председателя совета директоров НПО «Унихимтек» Виктора Авдеева, жить стало сложнее, но интереснее. «Если раньше мы смотрели на Америку и Европу, то сейчас будем смотреть на весь мир», – отметил эксперт.

Несмотря на относительно небольшую долю БРК, они обеспечивают львиную долю общего прироста выручки. Составляя всего 16% от общего числа компаний (в штате которых более 10 сотрудников) в 2020 г., они обеспечили 60% прироста выручки, при доле в 18% в 2021 г. – 68%, при доле в 15% в 2022 г. – 72%. Если говорить об этом вкладе в абсолютном выражении, то в 2019 г. все БРК имели совокупную выручку в размере 7,7 трлн руб., в 2022 г. – 22,8 трлн (рост в 3 раза). Все компании, продемонстрировавшие хоть какой-то рост выручки в 2019–2022 гг. (их было 33%), показали 22,4 трлн руб. в 2019 г. и 28,2 трлн руб. в 2022 г. (рост в 1,3 раза). А совокупная выручка тех компаний, у которых она не росла (51%), составила 33,7 трлн и 21,3 трлн руб. (снижение на 40%). Таким образом, БРК обеспечили прирост выручки в размере 15,2 трлн руб., растущие меньшими темпами компании добавили еще 5,9 трлн, а остальные уменьшили свою выручку на 12,4 трлн руб.

Помолодели и пополнели

Приведем наиболее любопытные усредненные характеристики анализируемых БРК. Средний возраст БРК в 2022 г. составил 12,1 года, в 2021 г. – 12,8, в 2020 г. – 13,2. Получается, что БРК понемногу молодеют. Особенно это заметно на группе самых юных компаний: если в 2020 и 2021 гг. их доля (возраст менее шести лет) составляла 7,4 и 4,7% соответственно, то в 2022 г. их было уже 11,5%. То есть в последний цикл роста были активно вовлечены совсем недавно созданные компании.

С точки зрения величины бизнеса структура БРК 2021 и 2022 гг. отличается несущественно. Например, у БРК-2022 она следующая: микробизнес (выручка до 120 млн руб.) составляет 41,3%, малый бизнес (120–800 млн руб.) – 41,5%, средний бизнес (800–2000 млн руб.) – 10,1%, крупный (свыше 2 млрд руб.) – 7,1%. Любопытно сравнить эту структуру с распределением по всем компаниям с числом занятых более 10 человек. Среди БРК доля крупных и средних компаний выше почти в 2 раза, малых – на 30%. При этом на начало периода быстрого роста (2019 г.) доля микробизнеса среди будущих БРК составляла 69%. Это значит, что 40% этих маленьких компаний за три года перешли в более высокие весовые категории.

Как формируется список БРК

Список БРК создается в соответствии с рекомендациями ОЭСР из числа компаний, которые имеют 10 или более сотрудников в штате, а также среднегодовой прирост выручки более 20% в течение трех лет. Для анализа использовались данные налоговой отчетности компаний, представленные в информационно-аналитической системе FIRA PRO, поддерживаемой ООО «Первое независимое рейтинговое агентство». Всего в этой системе на момент выгрузки данных присутствовали данные об 1,9 млн компаний-юрлиц с ненулевой выручкой на 2022 г.
Из этого массива данных были сформированы списки компаний с числом занятых более 10 человек: их оказалось 164 400 на 2021 г. и 186 100 на 2022 г. Из их числа были выделены собственно БРК. Расчет среднегодовых темпов роста выручки производился по формуле CAGR (Compound Annual Growth Rate, совокупный среднегодовой темп роста), предварительно величина выручки корректировалась на коэффициент инфляции.

Такие изменения приводят к многочисленным «проблемам роста», начиная с необходимости расширения производственных мощностей, систем сбыта, обеспечения финансовыми ресурсами и заканчивая трансформацией систем управления и бизнес-моделей. Помочь компаниям могли бы специальные меры господдержки.

Президент России Владимир Путин, выступая на ПМЭФ-2023, обратил внимание на эту проблему: «Так называемая категория МСП+ – это некрупные предприятия, которые, несмотря на известные трудности, выросли за последние годы и по формальным критериям, таким как занятость, выручка, уже не могут обратиться за господдержкой, но находятся в важной стадии роста и нуждаются в ресурсах. Для таких компаний нужны специальные меры поддержки. Задача в том, чтобы поддержать развитие, убрать преграды, которые мешают бизнесу набирать силу, расширяться, создавать новые рабочие места».

Неслучайность быстрого роста

В региональном разрезе структура БРК 2022 и 2021 гг. различается незначительно. На первых позициях компании из Москвы, Приволжского (лидер – Татарстан) и Центрального (лидер – Московская обл.) федеральных округов с долями в районе 18%. Примерно такая же картина была и в 2020 г. Это свидетельствует о стабильности региональной структуры БРК. Характерно, что сравнение быстрорастущих со всеми компаниями с числом занятых более 10 человек тоже не показывает существенных отличий. За исключением Москвы: если в целом столичные компании составляют около 16%, то среди БРК их доля 18%. Российские БРК тяготеют к традиционным центрам экономической активности с развитой промышленностью и инфраструктурой.

Структура БРК по числу компаний, представленных в разных технологических секторах в 2020, 2021 и 2022 гг., в целом достаточно стабильна: доли секторов варьируются в пределах 1–1,5 процентного пункта. На первых трех позициях представлены торговля, строительство и наукоемкие рыночные услуги. Из заметных изменений можно отметить существенный и неуклонный рост доли низко- и средненизкотехнологичных производств (с 6,6 до 7,9% для первого сектора и с 4,4 до 6,9% для второго) и некоторое снижение доли сельскохозяйственного сектора (с 6 до 4,3%). Сравнение со всеми компаниями с числом занятых более 10 человек показывает, что наиболее высока концентрация БРК-2022 в таких секторах, как строительство (22%), а также средненизкотехнологичное производство и высокотехнологичные наукоемкие услуги (по 21%) при среднем уровне 16%.

Картина существенно меняется, когда речь идет не о «валовых», а об усредненных показателях (выручка или число занятых на одну компанию). Хотя торговый сектор остается в числе лидеров, на первое место выходит добыча полезных ископаемых. В тройку лидеров также попадает высокотехнологичное производство. То есть хотя БРК в этих секторах и немного, но это в основном достаточно крупные компании. По показателю средней выручки на одну компанию БРК-2022 оказались больше в сравнении с БРК-2021. У БРК-2022 на одну компанию средняя выручка составила 794 млн руб., а у БРК-2021 – 722 млн руб.

Оценить инновационную активность компаний по чисто формальным бухгалтерским показателям сложно. Но в определенной степени ее могут отражать данные о наличии нематериальных активов (НМА) и о затратах на исследования и разработки (ИиР). Среди БРК-2022 компаний, имеющих хотя бы один из этих признаков инновационности, оказалось всего 2%. В то же время при сравнении БРК с компаниями с числом занятых не менее 10 человек видно, что по обоим этим показателям БРК занимают весомую долю. Доля БРК, имеющих НМА, составляет 42% от всех компаний с НМА с числом занятых не менее 10 человек, а по затратам на ИиР – 52%.

В связи с этим можно утверждать, что БРК инновационно активнее компаний в целом, а некоторые даже опережают зарубежных конкурентов. «В сфере инвазивных технологий и методов по очувствлению в мире есть лишь несколько проектов, аналогичных тем, которыми занимается наша компания, – рассказывает руководитель отдела маркетинга компании «Моторика» Алексей Ахметшин. – И свои исследования мы проводим в 6–7 раз быстрее, чем европейские или американские команды».

Является ли быстрый рост случайным, эпизодическим явлением? Для ответа на этот вопрос для БРК-2022 были рассмотрены данные по темпам роста их выручки за предыдущие трехлетние периоды со сдвигом на один год (т. е., соответственно, за шесть периодов: 2018–2021, 2017–2020 и т. д. вплоть до 2014–2017 гг.). Для чистоты анализа рассматривались только те компании, по которым имеются данные о выручке за все эти годы, таких оказалось 14 800.

Выяснилось, что совсем не было опыта быстрого роста до 2022 г. только у 20,3% компаний. При этом 19,6%, наоборот, непрерывно росли или имели только один период без быстрого роста. Среднее число пережитых БРК-2022 периодов быстрого роста составило 2,01. Таким образом, компании, добившиеся быстрого роста, уже, как правило, имели такой опыт за последние восемь лет.

Наибольшее число повторов периодов быстрого роста выявлено в секторах «Высокотехнологичные наукоемкие услуги» (в среднем 2,33 периода), «Транспортировка и хранение» (2,22) и «Торговля» (2,1). Исходя из этого можно предположить, что именно эти сферы в последние годы наиболее устойчиво росли. Меньше всего повторов быстрого роста было в «Сельском хозяйстве и рыболовстве» (1,76), «Высокотехнологичном производстве» (1,81) и «Добыче полезных ископаемых» (1,82). Следовательно, рост в этих секторах относительно менее устойчив.

Любопытно, что компании из категории «инноваторов» демонстрировали высокую частоту повторов быстрого роста (2,18). Особенно заметна крайне высокая доля среди них компаний с непрерывным ростом на протяжении всех периодов наблюдения: 13,2% при средней величине 8,8%. Можно утверждать, что предприятия с признаками инновационной активности демонстрируют большую устойчивость роста по сравнению с остальными БРК.

Основные выводы исследования

Итак, в России существует постоянно меняющийся по своему составу, но относительно стабильный по числу входящих в него участников и основным характеристикам слой БРК. Сравнительно небольшое число БРК – примерно 30 000, или 15–18% от общего числа, обеспечивает основной вклад в общий рост выручки бизнеса, а следовательно, и в экономический рост в целом. Их выручка растет в среднем более чем на 40% ежегодно.

Стартуя как микрокомпании, БРК за три года наращивают показатели бизнеса, переходя в более высокие весовые категории. Но это не стартапы: средний возраст российских БРК – около 12 лет. Главными ареалами их присутствия являются экономические и инфраструктурные центры страны: Москва и Центральный федеральный округ, а также Поволжье. Выходят БРК и на экспорт.

В разрезе технологических секторов БРК последние годы демонстрируют относительную стабильность: на первых трех позициях по числу компаний неизменно представлены торговля, строительство и наукоемкие рыночные услуги. Что касается концентрации БРК среди всех компаний, то наиболее высока она в таких секторах, как строительство, а также средненизкотехнологичное производство и высокотехнологичные наукоемкие услуги.

Только 20% всех БРК не имели предыдущего опыта быстрого роста в предшествующие восемь лет. В среднем БРК-2022 пережили два периода быстрого роста. При этом наибольшую устойчивость роста демонстрировали такие секторы, как «Высокотехнологичные наукоемкие услуги», «Транспортировка и хранение» и «Торговля». Большую устойчивость роста показали также компании с признаками инновационной активности. БРК вообще более инновационно активны, чем остальные российские компании.

Автор – заместитель директора Института менеджмента инноваций Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ