Как изменится карта мировой торговли газом к 2030 году

США и Катар могут более чем на треть увеличить мировое предложение СПГ, а Россия – почти на 30% нарастить трубопроводные поставки газа
iStock
iStock

Еврокомиссия (ЕК) в начале мая представила дорожную карту прекращения импорта в страны Евросоюза (ЕС) российских энергоносителей, включая газ, нефть и ядерное топливо. До конца текущего года ЕК планирует запретить поставки российского газа по краткосрочным (спотовым) контрактам, а также заключение новых долгосрочных соглашений. Соответствующее законодательное предложение ЕК представит в июне. Импорт по действующим долгосрочным соглашениям ЕК планирует запретить к концу 2027 г.

За счет каких газовых проектов ЕС рассчитывает заместить российские поставки, как на этом фоне изменятся цены на газ на европейском рынке и каковы перспективы трубопроводного экспорта из России до конца 2030 г. – в материале «Ведомости. Аналитики».

ЕС заявил о планах по отказу от российского газа еще три года назад – с принятием 18 мая 2022 г. плана REPowerEU. Страны сообщества замещают эти поставки трубопроводным газом из Норвегии (по данным ЕК, ее доля в общем импорте трубопроводного газа – 40% в 2022 г., 49% в 2023 г. и 50% в 2024 г.), а также сжиженным природным газом (СПГ) из США (их доля в общем импорте СПГ – 43% в 2022 г., 46% в 2023 г. и 45% в 2024 г.) и Катара (14%, 13% и 12% соответственно).

ЕС третий год остается крупнейшим в мире импортером СПГ. В прошлом году на поставки в регион пришлось 20% от всего предложения СПГ на мировом рынке, свидетельствуют данные отчета ЕК по газовому рынку. При этом почти половина импорта – 45% – пришлась на поставки из США. Еще 20% поставила Россия, 12% – Катар, 8% – Алжир, по 5% – Нигерия и Норвегия. Доля СПГ в общем объеме импорта газа в ЕС в прошлом году составила 37%.

США и Катар удваивают ставки

США – крупнейший в мире экспортер СПГ – поставили на экспорт в 2023 г. 86 млн т СПГ, свидетельствуют данные Института энергетической экономики и финансового анализа (IEEFA).

При этом производство СПГ в стране продолжает расширяться. Во втором полугодии 2024 г. его производство началось на американских проектах Plaquemines LNG Phase I (проектная мощность – 9,9 млн т в год) и Corpus Christi Stage 3 (10 млн т в год).

По данным Международной группы импортеров СПГ (GIIGNL) и Управления энергетической информации (EIA) минэнерго США, в ближайшие годы – до 2028 г. – заработают еще три американских СПГ-завода общей базовой номинальной мощностью 43,8 млн т, максимальной – 49,2 млн т.

Речь идет о заводах Golden Pass мощностью 15,6–18,1 млн т (три линии будут постепенно запущены в 2026–2027 гг.), Port Arthur мощностью 12–13,5 млн т (запуск двух линий состоится в 2027 г.) и Rio Grande LNG Phase I мощностью 16,2–17,6 млн т (запуск первых двух линий запланирован на 2027 г., третьей – на 2028 г.). Таким образом, с реализацией этих проектов экспорт СПГ из США может вырасти в 1,8 раза.

Директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев отмечает, что ЕК не случайно назвала сроком отказа от российского газа 2027 г. Заменить российское топливо планируется именно дополнительным притоком СПГ, главным образом с новых американских заводов в Мексиканском заливе, считает эксперт.

При этом достаточно большое количество проектов в США находится в состоянии Pre-FEED (до принятия окончательного инвестиционного решения), обращает внимание аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. Такие проекты могут быть реализованы в случае улучшения рыночной конъюнктуры, говорит он.

Среди ключевых американских проектов, которые могут заработать в 2027–2032 гг., GIIGNL выделяет Calcasieu Pass 2 (20 млн т в год), Sabine Pass Stage 5 (19,5 млн т), Lake Charles LNG (16,5 млн т), Commonwealth LNG (9,3 млн т), а также расширение завода Corpus Christi (3 млн т). Их суммарная мощность составляет почти 70 млн т. При реализации текущих планов США в 2025–2032 гг. могут увеличить предложение СПГ на мировом рынке почти на 120 млн т.

Планы Катара тоже масштабны. QatarEnergy к концу текущего десятилетия планирует расширить производство СПГ на проекте North Field West. Это позволит почти удвоить производство СПГ в стране, увеличив его с 77 млн до 142 млн т.

Если в 2024 г. объем мировой торговли СПГ составил 407 млн т, то в период до 2030 г. включительно только США и Катар увеличат мировое предложение СПГ относительно уровня прошлого года более чем на треть, отмечает Кауфман. Кроме того, существует ряд проектов в Канаде, Мексике и других странах, добавляет он.

Газ сжижается до профицита

Увеличение предложения на рынке с запуском новых СПГ-заводов окажет давление на биржевые цены на газ в Европе, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты. По их оценкам, котировки будут находиться в коридоре $250–350 за 1000 куб. м по сравнению с текущими $400.

Ввод новых мощностей по сжижению в мире в 2026–2028 гг. будет опережать рост спроса, прогнозирует Белогорьев. «Уже весной – летом 2026 г. мировое предложение СПГ станет избыточным после трех лет заметного дефицита. Это должно обеспечить насыщение европейского рынка СПГ и снижение цен как в Европе, так и в Азии», – отмечает он. С ним согласен Кауфман. По его словам, в ближайшие три-пять лет мировой и европейский рынки СПГ будут профицитными, а цены на газ будут находиться на уровне $250–300 за 1000 куб. м. Такого уровня достаточно для реализации новых СПГ-проектов, уточняет он.

Старший аналитик «БКС мир инвестиций» Кирилл Бахтин дает несколько более высокую оценку прогнозной цены на газ – $320 за 1000 куб. м. В свою очередь руководитель проектов «Имплементы» Иван Тимонин считает, что снижение котировок «не будет столь драматичным»: в период до 2028 г. цена на газ не опустится ниже $350 за 1000 куб. м. «Поддержку ценам оказывает экономика поставок СПГ», – объясняет он.

Эксперты не ожидают заметного роста спроса на газ в ЕС в ближайшие годы. Кауфман связывает это с развитием в регионе возобновляемой энергетики и слабыми показателями промышленности.

По данным Европейского статистического агентства (Eurostat), потребление газа в ЕС в 2024 г. осталось на уровне предыдущего года – 332 млрд куб. м. При этом в 2022 г. показатель составлял 356 млрд куб. м.

Перспективы российского газового экспорта

Потенциал сокращения трубопроводных поставок газа в Европу почти исчерпан, а в восточном направлении экспорт российского газа будет расти, говорят опрошенные эксперты. При этом по итогам 2025 г. экспортные поставки будут ниже прогноза Минэкономразвития на 3–5%, считают они.

Согласно опубликованному в конце апреля Минэкономразвития обновленному прогнозу социально-экономического развития России, трубопроводный экспорт газа из России в 2025 г. должен составить 120 млрд куб. м, в 2026 г. – 126 млрд куб. м. В прошлом году экспорт газа по трубопроводам, по данным Минэка, составил 118,7 млрд куб. м. Согласно Энергостратегии России до 2050 г., трубопроводный экспорт в целевом сценарии должен достичь 151 млрд куб. м в 2030 г.

Остановка транзита газа через Украину с января 2025 г. приведет к снижению экспорта в текущем году, говорят Белогорьев и Кауфман. Если поставки через Украину не восстановятся хотя бы частично, трубопроводный экспорт составит около 116 млрд куб. м, прогнозирует Белогорьев. Оценка Кауфмана – 114–116 млрд куб. м.

При этом уже в 2026 г. возможен незначительный прирост экспорта за счет дополнительных поставок в Узбекистан и Казахстан, считает Белогорьев. Именно эти две страны могут дать основной прирост спроса в ближайшие два-три года, если отношения с ЕС в сфере газа продолжат деградировать, считает он.

При этом планы по увеличению трубопроводного экспорта до 151 млрд куб. м в 2030 г. выглядит реалистичными, говорят эксперты. Этот прогноз предполагает плановый рост экспорта в Китай до 48 млрд куб. м в год (с выходом на полную мощность газопровода «Сила Сибири» и началом поставок по «дальневосточному маршруту» в объеме 10 млрд куб. м в год), увеличение экспорта в Среднюю Азию и, возможно, начало газового сотрудничества с Ираном, отмечают они.

Значительного прироста экспорта можно ожидать с началом поставок по газопроводу «Сила Сибири – 2». Переговоры по этому трубопроводному проекту на 50 млрд куб. м в год идут с 2014 г. Помощник президента России Юрий Ушаков не исключал, что президент Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин обсудят «Силу Сибири – 2» на встрече в Москве в начале мая. В свою очередь вице-премьер Александр Новак сообщил, что подвижки в переговорах есть и лидеры двух стран дали указание ускорить согласование экономических условий проекта.

По оценке экспертов, реализация проекта «Сила Сибири – 2» и проекта по строительству трубопровода в Иран, мощность которого может составить до 55 млрд куб. в год, позволит увеличить экспорт российского газа на 105 млрд куб. м в год (см. публикацию от 30 января). Это позволит почти вдвое увеличить экспорт российского трубопроводного газа.

Монопольным правом на трубопроводный экспорт газа из России обладает «Газпром». Председатель правления компании Алексей Миллер в конце декабря заявлял, что в 2024 г. «Газпром» добудет около 416 млрд куб. м газа, что на 61 млрд куб. м (примерно на 17%) больше, чем годом ранее.

Крупнейший российский независимый производитель газа – «Роснефть». В 2024 г. «Роснефть» добыла 87,5 млрд куб. м газа, сообщила компания в марте. При этом более трети добычи газа компании обеспечивают новые проекты в ЯНАО, введенные в эксплуатацию в 2022 г. Компания также обладает существенными запасами газа. Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин в ноябре 2022 г. говорил, что запасы газа компании в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, которые потенциально можно экспортировать в Китай, превышают 2 трлн куб. м.

Несмотря на ожидаемый рост поставок по трубопроводам, суммарный экспорт российского газа – трубопроводного и СПГ – в 2030 г. будет ниже прогнозных оценок правительства, считают эксперты. Основными причинами они называют дефицит газовозов ледового класса, сложности с рынками сбыта, неопределенность с реализацией новых СПГ-проектов на фоне геополитической напряженности.

В целевом сценарии Энергостратегии до 2050 г. суммарный экспорт газа из России в 2030 г. должен вырасти до 293 млрд куб. м. По прогнозу Белогорьева, экспорт составит около 223 млрд куб. м. «Основной провал с точки зрения целевых показателей энергостратегии возможен в части крупнотоннажных поставок СПГ», – отмечает он.

Кауфман считает реалистичным запуск в ближайшие год-два завода «Новатэка» «Арктик СПГ 2», в 2027–2028 гг. – завода «Газпрома» в Усть-Луге (Ленинградская обл.). Проекты «Новатэка» «Обский СПГ», «Мурманский СПГ» и «Арктик СПГ 1» находятся лишь на стадии планирования, обращает внимание аналитик. Успеть их реализовать до 2030 г. будет «крайне сложно» даже в случае позитивного сценария развития геополитической ситуации, заключает он.