Помогут ли США 50%-ные пошлины на импорт меди

Цена на металл достигла исторического максимума и может вырасти еще на 10–15%
Пошлины Трампа не окажут заметного влияния на российских производителей меди
Пошлины Трампа не окажут заметного влияния на российских производителей меди / iStock

Цена на медь на американской бирже Comex (подразделение Нью-Йоркской товарной биржи; NYMEX) с начала 2025 г. выросла на 26% до $5,53 за фунт (данные на 15 июля). При этом 10 июля цена установила исторический рекорд – $5,69 за фунт. Это произошло после того, как президент США Дональд Трамп заявил, что с 1 августа 2025 г. страна собирается ввести 50%-ные пошлины на импорт меди. Такое решение связано с укреплением национальной безопасности, уточнил он.

В то же время на Лондонской бирже металлов (LME) цена, напротив, пошла вниз. 10 июля котировки снизилась на 0,3% по отношению к закрытию предыдущего дня и составили $9630,5 за 1 т. При этом с начала года рост цены наблюдается и на LME – на 10% до $9660,5 за 1 т на 15 июля.

«Ведомости. Аналитика» разбиралась, насколько вероятно введение новых пошлин, кто от них выиграет и как это будет влиять на стоимость металла в дальнейшем.

Пошлинный пересмотр

Эксперты выражают сомнения в том, что пошлины будут введены в той форме, о которой заявил Трамп.

Руководитель практики по работе с предприятиями металлургической и горнодобывающей отрасли Kept Наталья Величко сравнивает введение пошлин с 1 августа с теорией вероятности: «Могут ввести, а могут перенести». Она напоминает, что за последние полгода рынок уже неоднократно наблюдал подобные сценарии. «То сроки переносятся, то размер тарифа снижается, то достигаются взаимные договоренности», – отмечает она.

С ней согласен старший персональный брокер «БКС мир инвестиций» Сергей Голенищев, который также ожидает дальнейших переговоров, отсрочек и снижения пошлин для ключевых поставщиков меди в США, в частности для Чили. Однако, если пошлины все же будут введены на уровне 50%, цены на медь внутри США вырастут на 10–15%, допускает он.

До 1 августа на рынке меди будет сохраняться повышенная волатильность, добавляет Величко. По ее мнению, основные потребители будут стремиться максимально закупить металл по приемлемым ценам, чтобы сформировать значимый запас на случай введения 50%-ных пошлин. Это будет создавать активный спрос и поддерживать высокую цену меди в ближайшие недели. Ближе к 1 августа цены на медь на Comex начнут снижаться, так как запасы будут накоплены, а в намерениях руководства США появится больше ясности, полагает эксперт.

Дефицитно-профицитный металл

Заявление Трампа всколыхнуло американский рынок, но не повлияло на мировой. Движение цен на американской Comex и лондонской LME оказалось разнонаправленным. Решение по пошлинам угрожает рынку США дефицитом меди, поясняет аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев. Но на мировом рынке, напротив, может вырасти профицит, уточняет он.

Эксперт напоминает, что, хотя США имеют большие запасы меди и развитую горнодобывающую отрасль, свои потребности в металле за счет собственных ресурсов страна покрывает менее чем наполовину. По данным Геологической службы США, потребление меди в 2024 г. в стране составило 1,57 млн т. При этом 908 000 т страна импортировала: 650 000 т из Чили, 139 000 т из Канады и 62 100 т из Перу. На эти три страны приходится 94% всего импорта меди.

Идея Трампа заключается в стимулировании внутреннего производства стратегически важных металлов, говорит Калачев. Но стимулирование – длительный процесс, а потребности промышленности есть прямо сейчас, поэтому американские потребители будут либо переплачивать за импорт, либо сокращать потребление меди, замечает аналитик.

Высокие пошлины создадут дефицит меди внутри США, что сделает ее более дорогой, соглашается Голенищев. За пределами страны при этом может возникнуть дополнительный профицит, а мировые цены из-за избыточного предложения могут снизиться, отмечает он.

Разрыв между ценами на медь на LME и Comex достиг беспрецедентного уровня – около $3000 за 1 т, отмечает Величко. По ее мнению, введение пошлин ограничит рост цены на медь на LME. При этом эксперт не исключает, что может начаться активное перенаправление металла с одних рынков на другие, как это было в последние полгода, когда трейдеры направляли большие объемы меди в США на фоне ожидаемого введения пошлин. Это уже создавало определенные торговые перекосы и подталкивало цены на лондонской и шанхайской биржах вверх, отмечает Величко.

Мировое производство рафинированной меди в январе – апреле 2025 г. увеличилось на 3,2% до 9,4 млн т, говорится в обзоре Международной исследовательской группы по меди (International Copper Study Group; ICSG). По итогам 2025 г. ICSG прогнозирует рост на 2,9% до 28,9 млн т, по итогам 2026 г. – на 1,5% до 30,8 млн т. При этом спрос по итогам 2025 г. вырастет на 2,4% до 28 млн т, в 2026 г. – на 1,8% до 28,5 млн т.

Пошлины Трампа не окажут заметного влияния на российских производителей меди

Мировой рынок меди сейчас не является дефицитным, обращает внимание Калачев. Главными драйверами роста потребления меди являются энергетический переход и рост спроса в промышленности Китая, поэтому инвестиции в добычу металла в мире в последние годы росли. На этом фоне предложение меди на мировом рынке опережает спрос, и это сдерживает рост цен. В то же время котировки не падают до уровней, при которых производители начали бы сокращать добычу, замечает Калачев. И хотя заявления Трампа повысили волатильность цен, вскоре котировки стабилизируются, считает он. По прогнозу эксперта, до конца 2025 г. цена на LME будет находиться в диапазоне $9400–10 200 за 1 т.

Медь является стратегически значимым мировым металлом для многих отраслей вне зависимости от торговой политики США, поэтому в среднесрочной перспективе большинство аналитиков закладывают цену на металл на LME в диапазоне $9500–11 000 за 1 т, допуская рост до $12 000 за 1 т, говорит Величко. По ее мнению, для введения 50%-ных пошлин у администрации Трампа нет четкого экономического обоснования, так как это создаст менее благоприятные условия для промышленных потребителей в Штатах и экономики страны в целом. «Поэтому, даже если тариф будет принят, он через какое-то время будет упразднен», – полагает эксперт.

Выгоды для России

По данным Минприроды РФ, Россия входит в топ-10 основных производителей меди в мире, занимая около 4% в мировой добыче. Крупнейшими производителями меди в стране являются Уральская горно-металлургическая компания (УГМК), Русская медная компания (РМК) и «Норникель». По итогам 2024 г. производство меди «Норникелем» увеличилось на 2% до 433 000 т. Без учета Забайкальского дивизиона производство меди из собственного сырья составило 363 000 т, превысив годовой прогноз. В Забайкальском дивизионе производство меди в концентрате достигло 70 000 т, также превысив прогноз. В 2025 г. компания планирует произвести 353 000–373 000 т меди. УГМК и РМК не публикуют производственные результаты.

По мнению Голенищева, ситуация с введением пошлин на импорт меди в США вряд ли существенно повлияет на Россию. «Глобальный рынок переварит пошлины и стабилизируется. Снижение цены может привести к тому, что поставщики будут придерживать объемы продаж и подстраиваться под спрос, стараясь не создавать профицита», – полагает он.

Калачев также считает, что пошлины Трампа не окажут какого-либо заметного влияния на российских производителей меди. Он поясняет, что Россия в большей степени ориентирована на поставки металла в Китай. В случае появления рыночного перекоса из-за роста импорта меди в США российские производители могут заместить выпадающие объемы на азиатском рынке при приемлемой маржинальности, добавляет Величко.

По итогам 2024 г. Россия экспортировала в Китай 333 500 т меди на $3 млрд, следует из данных Главного таможенного управления КНР. По сравнению с показателем 2023 г. объем поставок снизился на 14,6% в физическом выражении и на 6,3% в денежном. При этом поставки рафинированной меди и неочищенных сплавов в денежном выражении снизились на 28,2% до $2,27 млрд. Россия стала седьмым по объемам поставщиком меди в Китай. В пятерку главных экспортеров меди в Китай вошли Демократическая Республика Конго ($15,16 млрд), Чили ($6,64 млрд), Япония ($5,88 млрд), Замбия ($4,85 млрд) и США ($3,82 млрд).