Насколько реален дефолт в США
Еще одной проблемой для страны может стать рецессия в экономике из-за вводимых Трампом пошлин
Соединенные Штаты Америки в 2025 г. могут столкнуться с рядом проблем, среди которых дефолт и рецессия в экономике. Насколько реальны данные угрозы и чем они могут обернуться для мировой экономики, разбиралась «Ведомости. Аналитика».
Потолок госдолга и дефолт
В конце марта 2025 г. бюджетное управление конгресса США в своем докладе предупредило, что если американское правительство не повысит потолок госдолга, то уже в августе или сентябре 2025 г. может случиться дефолт по государственным облигациям – трежерис. После этого, 10 апреля, министр финансов США Скотт Бессент, выступая в Белом доме, заявил, что страна повысит потолок госдолга. «Это будет сделано и забыто на два года. Нам не придется об этом беспокоиться», – сказал он (цитата по «РИА Новости»). При этом Бессент не уточнил, до какого уровня будет повышен потолок госдолга и когда будет принято данное решение.
Потолок госдолга – это максимальная сумма заимствований, которую может привлечь министерство финансов США. Она устанавливается законом и периодически пересматривается, чтобы обеспечить американскому правительству финансирование его деятельности. В последний раз потолок госдолга повышался в декабре 2021 г. Тогда бывший на тот момент президентом США Джозеф Байден подписал закон о повышении показателя до $31,4 трлн. Весной 2023 г. Байден подписал другой закон – о приостановке действия потолка госдолга до 1 января 2025 г. Из-за такой меры минфин США смог занимать столько, сколько считал нужным, поэтому со 2 января 2025 г. лимит находится на уровне $36,1 трлн – объем непогашенного долга на предыдущий день.
По состоянию на 15 апреля 2025 г. уровень публичного госдолга США составляет $36,7 трлн, это почти 123% ВВП страны. Такая ситуация сложилась из-за того, что в стране с 21 января действуют чрезвычайные меры минфина, связанные с сокращением финансирования ряда пособий и перераспределением средств госучреждений.
Вероятность дефолта в США практически нулевая, так как американское правительство не заинтересовано наносить удар по собственной экономике, считает партнер – эксперт финансовой практики консалтинговой компании «Яков и партнеры» Илья Иванинский. «Вероятность повышения потолка госдолга стремится к 100%. Однако сейчас эта процедура превращается в яркий политический спектакль, когда демократы и республиканцы ведут жаркую дискуссию», – говорит он. По словам эксперта, размер американского госдолга «поражает воображение», но вряд ли существует такой потолок, который конгресс не повысит.
Если бы США действительно объявили дефолт, это стало бы «настоящим шоком» для мировой экономики, рассуждает Иванинский. Особенно сильно пострадали бы крупнейшие держатели американского долга, отмечает он. «Это было бы сравнимо с метеоритом, который уничтожил динозавров. И хотя мировую экономику это не уничтожит, но полностью изменит систему координат», – говорит эксперт.
По итогам января 2025 г. (последние доступные данные) крупнейшими держателями американского госдолга являются Япония (более $1 трлн), Китай ($760,8 млрд), Великобритания ($740,2 млрд), Люксембург ($409,9 млрд), Каймановы острова ($404,5 млрд). В целом на иностранные государства приходится 23% госдолга США, или $8,5 трлн.
По словам Иванинского, сейчас американские гособлигации являются для мировых инвесторов синонимом безрискового актива. «Это практически бесконечная ликвидность и возможность размещать какие угодно объемы средств», – говорит он. Если по такому активу произойдет дефолт, стоимость всех остальных заимствований вырастет, обращает внимание эксперт. Кроме того, дефолт в США может осложнить ситуацию для игроков, которые инвестируют в долговые инструменты в долларах. «В результате дефолта у самого надежного заемщика – американского правительства – резко обесценились бы все инструменты, номинированные в долларах. А это привело бы к хаосу в балансах многих игроков. Мало кто заинтересован в такой ситуации», – объясняет эксперт.
С ним согласна начальник отдела аналитики и продвижения «БКС мир инвестиций» Оксана Холоденко. По ее мнению, риски, связанные с дефолтом в США, пока невысоки. При этом аналитик не исключает, что может произойти технический дефолт. В этом случае возможен переток денежных средств в другие активы, уточняет она.
Пошлины и рецессия
Вероятность рецессии в экономике США более реальна. Во многом это связано с текущей торговой политикой президента США Дональда Трампа, который 2 апреля объявил о введении пошлин против 185 стран. Для многих государств применяется минимальная базовая ставка в размере 10%, но для некоторых торговых партнеров США она была установлена выше – например, 34% для Китая и 20% для стран ЕС. Самые высокие тарифы оказались для товаров из Камбоджи (49%), Лаоса (48%) и Мадагаскара (47%).
По словам Бессента, успешная переговорная тактика Трампа подтолкнула более 75 стран к переговорам по вопросам пошлин. На этом фоне 9 апреля Штаты на 90 дней ввели мораторий на действие указа о пошлинах. Сейчас для 75 стран, вступивших в переговоры, действует базовая минимальная ставка в размере 10%. По словам Трампа, благодаря введению пошлин страна получает $2 млрд ежедневно. К 13 апреля в диалог с США по вопросам урегулирования таможенных пошлин вступили 130 стран.
Но торговые отношения США с Китаем, напротив, обострились. Китай ввел зеркальные пошлины против США в размере 34%, что спровоцировало новый виток эскалации торговой войны между двумя странами. В итоге к 15 апреля общие пошлины на товары из Китая при ввозе в США составляют 145%, для товаров из США в Китай – 125%.
Решения Трампа по пошлинам оценили крупнейшие американские банки и инвесторы, не исключив как замедления роста экономики США, так и рецессии. Например, главный исполнительный директор JPMorgan Chase Джеймс Даймон заявил, что пошлины наверняка приведут к ускорению роста цен как на американские, так и на импортные товары. «Вызовут или нет эти пошлины рецессию – еще вопрос, но рост [экономики] они замедлят», – отметил он (цитата по «Интерфаксу»). При этом, согласно расчетам аналитиков банка, инвесторы в рынки акций закладывают почти 80%-ную вероятность наступления рецессии в США в текущем году. Глава инвесткомпании BlackRock Лоренс Финк также считает, что экономика США очень близка к рецессии. Он не исключил, что рецессия уже наступила.
Эксперты инвестиционного банка Goldman Sachs оценивают вероятность рецессии в 45% в ближайшие 12 месяцев. Аналитики банка Morgan Stanley, напротив, пока не ожидают рецессии в американской экономике. Однако после объявленных Трампом пошлин они понизили свой прогноз по росту ВВП США. Теперь в банке по итогам 2025 г. ожидают роста ВВП страны на уровне 0,8% вместо 1,5%, по итогам 2026 г. – 0,7% вместо 1,2%.
Вероятность рецессии в США существенно выросла в результате тарифной войны, говорит инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. Причина в том числе в росте цен на многие импортные товары, что негативно повлияет на потребительский спрос, являющийся основой американской экономики, отмечает он.
По мнению Холоденко, вероятность наступления рецессии в США до конца года составляет 30–40%. Вероятность рецессии в мировой экономике с учетом стагнации в еврозоне может превышать 50%, говорит она. При этом из-за внешнеторговых мер Трампа появляется неопределенность, которая негативно сказывается на доверии потребителей и уровне деловой активности, замечает эксперт.
Текущая торговая политика Трампа – «шок для мировой экономики», сказал Иванинский. По его словам, из-за вводимых США пошлин должна радикально перестроиться логистика. «Но это требует времени, поэтому скорость поставок товаров будет замедляться, производство и потребление могут временно сокращаться. На этом фоне может произойти рецессия в США», – говорит эксперт.
При этом, если политика Трампа окажется удачной, и в результате введения заградительных пошлин ряд компаний разместят свои производства в США, страна привлечет значительные инвестиции. Это приведет к росту объемов производства и продаж и к экономическому росту, поясняет Иванинский. В свою очередь, для мировой экономики рецессия в США – это фактор торможения, продолжает эксперт. Но если другие страны будут успешно вести торговлю друг с другом, то вместо рецессии они смогут нарастить взаимный товарооборот, говорит он.