Рабочие всеволожского Ford хотят меньше работать ночью

Профсоюз всеволожского завода Ford, несмотря на смену лидера, вернулся к излюбленному способу диалога с администрацией – забастовке. В ночь на среду рабочие готовятся остановить конвейер на два часа, завод может потерять до 1 млн евро
Е.Кузьмина

Предупреждение о проведении забастовки в среду – с 1.30 до 3.30 МСК – профсоюз всеволожского завода опубликовал вчера. Рабочие требуют снизить число внештатных сотрудников до 5% от общего штата предприятия и сократить продолжительность ночной смены, которая составляет сейчас 10 часов, следует из заявления. Эти предложения представители профкома высказали на встрече с администрацией завода на прошлой неделе, но получили отказ, говорится в сообщении.

Связаться с председателем профсоюза Александром Кашицыным не удалось; представитель Ford Sollers, куда с 1 октября вошел всеволожский завод, отказался от комментариев.

Число внештатников на предприятии в последние годы достигало 20–30%, рассказывает источник, близкий к администрации завода, это позволяет руководству действовать гибко – их легче увольнять, чем штатных сотрудников. Профсоюз же требует включить контрактников в штат.

Ночная смена на заводе Ford на три часа длиннее двух других, которые длятся по семь часов, знает сотрудник всеволожского завода Алексей Этманов, который с 2005 г. по август 2011 г. возглавлял профсоюз Ford, а теперь руководит Межрегиональным профсоюзом работников автопрома, куда входит и профсоюз всеволожского завода. Переговоры о сокращении ночной смены безрезультатно велись около полугода, альтернативный вариант графика работы был отклонен администрацией, поэтому коллектив решился на забастовку, рассказывает Этманов, не раскрывая подробности предложений коллектива.

По словам Этманова, сейчас всеволожский завод работает на полную мощность (125 000 машин в год). За два часа завод может недовыпустить 60–70 автомобилей, средняя стоимость машины – 600 000 руб., говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Таким образом, завод может недовыпустить продукции примерно на 1 млн евро. Забастовка рабочих может оказаться чувствительной для предприятия, хотя такие объемы несложно нагнать, считает Удалов. Подобные акции психологического давления всегда неприятны и администрации придется принимать меры, чтобы урегулировать отношения с коллективом, ведь в конечном счете такие конфликты могут отразиться на качестве автомобилей, рассуждает эксперт.

Рабочие всеволожского Ford – одни из самых бастующих в стране. Акции проходят регулярно, основные требования – повышение зарплаты и улучшение условий труда. Самый острый конфликт произошел в ноябре 2007 г., когда рабочие объявили бессрочную забастовку, продлившуюся в течение месяца. Сторонам пришлось пойти на компромисс – в 2008 г. зарплаты были увеличены на 16–21% вместо 30%, на которых настаивал профсоюз. С тех пор Ford конвейер не останавливал, профком ограничивался проведением итальянских забастовок.