GM не дает спасти Saab китайцам

General Motors собирается отказать Saab в поставках комплектующих и запретить использовать свои технологии, если компания будет продана китайским инвесторам.
Bloomberg

General Motors собирается отказать Saab в поставках комплектующих и запретить использовать свои технологии, если компания будет продана китайским инвесторам. Таким образом план спасения шведского автопроизводителя путем продажи китайским компаниям Pang Da Automobile Trade Company Ltd (Pang Da) и Youngman Automotive Group Company Ltd (Youngman) может быть заблокирован.

Международная корпорация больше года не управляет шведской компанией, но является владельцем привилегированных акций. При этом Saab использует крупный лицензионный пакет и находится в зависимости от поставок ключевых комплектующих с предприятий бывшего хозяина. Их-то и может лишиться шведский производитель, договорившийся о сотрудничестве с конкурентами.

"General Motors готов соблюдать долгосрочные контракты поставки трансмиссий и других компонентов к Saab согласно соответствующим положениям и условиям, но мы не согласны на продление действующих технологических лицензий и поставок комплектующих для модели 9-4X после предложенного изменения в собственности, поскольку это было бы на благо акционерам GM," заявил представитель GM Джим Кейн (Jim Cain).

Кроссовер Saab 9-4X - самая новая модель шведской компании, построенная на джиэмовской полноприводной платформе GM Theta Premium. Отказ от ее производства лишает шведов билета в высокомаржинальный класс городских внедорожников, без которого шансы на выживание терпящего бедствие предприятия стремятся к нулю.

В официальном заявлении нынешнего владельца Saab – нидерландской Swedish Automobile – сообщается, что они приняли к сведению заявление GM и будут обсуждать ситуацию с китайскими партнерами. Шеф Swedish Automobile Виктор Мюллер (Victor Muller) считает, что отклонение корпорацией плана спасения означает, что переговоры вернулись к исходной точке. «Варианты есть всегда, только у нас очень мало времени»,- сказал Мюллер агентству Reuters.

В Китае GM сотрудничает с государственным автомобилестроителем SAIC Motor Corp Ltd и неконтролируемый транзит его разработок на крупнейший автомобильный рынок безусловно не пойдет на пользу корпорации.

По данным источника Reuters, GM готов продолжить снабжение Saab при новых владельцах, если они согласятся заплатить американскому автомобилестроителю приблизительно $500 млн, что в три раза превышает сумму, которую готовы потратить китайские инвесторы на терпящее бедствие предприятие. Но переговоры проходили за закрытыми дверями и другие подробности не раскрываются.

В марте 2011 г. шведская компания прекратила производство из-за прекращения поставок комплектующих, и с августа рабочим не платят зарплату. С тех пор ее владельцы ищут средства и возможности спасти бизнес. В сентябре апелляционный суд в Швеции одобрил прошение Saab о добровольной реорганизации и защите от кредиторов. Инвестиции со стороны китайских компаний были надеждой Saab на восстановление производства. Впрочем, как писала ранее Financial Times, у этой сделки было мало шансов получить одобрение китайских властей.

Saab была спасена от ликвидации, когда его выкупила у GM в 2010 г. голландская Spyker Cars, позднее переименованная в Swedish Automobile. В спасении Saab собирался принять участие российский бизнесмен Владимир Антонов, который являлся третьим акционером Spyker. Но он был отстранен от сделки с американской GM из-за обвинений в организованной преступности, которые он отрицает.

В конце сентября стало известно, что владелец Saab Swedish Automobile продал бизнес по производству люксовых спорткаров Spyker американскому фонду прямых инвестиций North Street Capital за 32 млн евро. Вырученные от продажи Spyker средства компания собиралась направить на погашение долга компании Tenaci.