Автоконцерны попали под подозрение антимонополистов

У Федеральной антимонопольной службы (ФАС) есть претензии к представительствам крупнейших иностранных автоконцернов. Ведомство подозревает, что они могут нарушать права дилеров и покупателей

В конце этой – начале следующей недели ФАС возбудит два дела в отношении дистрибуторов новых автомобилей, сообщил заместитель руководителя службы Андрей Кашеваров. «Всего сейчас у нас в сфере внимания около восьми производителей. Признаки [нарушения антимонопольного законодательства в их действиях] есть», – добавил он. Эти компании Кашеваров не называет. «Выбор основан на жалобах, которые поступают. Если будут поступать другие жалобы, то проверим и их», – отмечает при этом он.

Ранее на круглом столе в Госдуме дилеры сообщили, что подали в ФАС жалобы на Hyundai, Ford, Kia. Вчера источники в Федеральной таможенной службе и ассоциации «Российские автодилеры» рассказали «Ведомостям», что к ним поступали запросы ФАС, касающиеся деятельности на российском рынке «Фольксваген груп рус» (марки Volkswagen, Skoda, Audi), Toyota, Opel, Ford, Hyundai, Honda, Land Rover и Kia. Представитель Kia Motors Rus вчера сообщил, что пока не располагает какой-либо информацией о претензиях ФАС к компании.

Директор по развитию дилерской сети Ford в России Игорь Чикирис заявил на экспертном совете, что Ford расторг договоры с дилерами, допустившими серьезные нарушения, в том числе в оплате поставленных автомобилей. За время кризиса «плохие» дилеры не перечислили Ford деньги за 80 авто, передав эти машины покупателям без ПТС. Ford взял расходы на себя, передав ПТС покупателям, сказал он. Антимонопольное расследование ведется в отношении Ford, подтвердил на экспертном совете директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов.

Получить комментарии представителей других марок вчера вечером не удалось.

Нарушения, в которых подозревают дистрибуторов, выражаются в дискриминации дилеров за счет заключения с ними жестких договоров (например, ограничение срока их действия одним годом, отсутствие четких условий расторжения), а также в запрете на обслуживание автомобилей в течение гарантийного срока в независимых сервисных центрах и на продажу таким центрам оригинальных запчастей. В отсутствие четких правил игры инвестиции дилеров не защищены, а запрет на обслуживание автомобилей в течение гарантийного срока у неофициальных дилеров приводит к ограничению конкуренции, считают чиновники ФАС. По их мнению, так как во многих регионах официальные дилеры отдельных марок занимают более 20% на рынке продаж и обслуживания автомобилей этих марок, речь может идти о злоупотреблении доминирующим положением.