Каким должен быть тариф на техосмотр

После реформы техосмотра в России эта услуга стала одной из самых дешевых в мире. Но в результате операторы техосмотра отказываются работать по таким ценам

С 1 апреля техосмотр в Москве подорожает: предельная плата составит 720 руб. вместо прежних 690 руб., решило вчера правительство Москвы. Это на уровне минимальной рентабельности, оценивает замдиректора департамента Минэкономразвития Евгений Ковтун: цена в Москве и Санкт-Петербурге должна составлять, как и до реформы, 990 руб., в регионах – ниже, но не менее 400 руб.

По данным Минэкономразвития, самые высокие цены – в Приморском крае: 983 руб. для легковых автомобилей, самые низкие – в Астраханской области: 265 руб. При этом тарифы для легковых автомобилей по России различаются почти в 4 раза, для грузовиков и автобусов – в 5 раз. Средняя цена техосмотра в России – одна из самых низких в мире: 12 евро. В Европе цены колеблются от 18,4 евро в Болгарии до 72,8 евро в Германии. Дешевле, чем в России, только в Таиланде, на Филиппинах и в нескольких штатах США (3,8–9 евро), но проводится лишь «визуальный и органолептический контроль».

В разных странах государство устанавливает либо минимальную цену, либо предельную планку, рассказывает Ковтун: у нас второй вариант, это право есть у регионов. 33 региона установили предельную цену ниже 400 руб. В итоге бизнес оказался под угрозой: в Сургуте и Сургутском районе операторы техосмотра на этой неделе пригрозили, что остановят работу. Убытки фирм из-за тарифа в 441 руб. составляют 220 000–360 000 руб. за два месяца работы, в тариф не включены расходы на содержание помещений, объяснял «СИА-пресс» председатель НП «Центры технического контроля Югры» Виктор Кулицкий.

Если тариф не будет покрывать необходимые расходы и обеспечивать прибыль, бизнес не сможет развиваться, говорит гендиректор НП «Союз предприятий технического осмотра» Игорь Волчек: в итоге пункты осмотра либо не будут соответствовать требованиям, либо просто будут закрываться, а очереди продолжат расти. Пунктов техосмотра и так недостаточно, констатирует Минэкономразвития: в России их чуть более 3000 и 2000 операторов, в Италии – более 5000, в Нидерландах – около 9000. Чтобы прекратить торговлю талонами, нужно обеспечить операторам прибыль, продолжает Ковтун, невозможно привлечь новый бизнес в сферу, где компании работают на грани рентабельности. В феврале Минэкономразвития попросило администрацию президента через полпредов запросить в регионах обоснование утвержденной стоимости, полученные данные министерство проверит совместно с ФСТ.

Операторы даже не могут предоставить необходимые данные для расчета тарифа, объясняет Волчек: расходы необходимо обосновать отчетностью, но некоторых расходов у компаний еще никогда не было – например, на зарплаты экспертам. Рассчитанная по методике ФСТ цена на основе данных 30 станций в Москве – 1173 руб., объясняет он: правда, рентабельности такой тариф все равно не обеспечит.

Для автомобилиста любая цена будет завышенной, говорит президент Движения автомобилистов Виктор Похмелкин, его нужно отменить, сохранив контроль лишь для общественного транспорта, коммерческих и международных перевозок.