"Камаз" не уйдет на летние каникулы

Кризис на «Камазе» закончился – в августе персонал не уйдет в коллективный отпуск, как в последние три года
Н.Брик
Н.Брик / ИТАР-ТАСС

«Камаз»

Крупнейшие акционеры: «Ростехнологии» (49,9%), Avtoinvest Limited (24,53%), Daimler (11%). Капитализация (на ММВБ) – 31,7 млрд руб. Финансовые показатели (2011 г., РСБУ): выручка – 105,4 млрд руб., чистая прибыль – 66,67 млн руб. Производство (2011 г., данные «АСМ-холдинга») – 45 189 грузовых автомобилей, 530 автобусов.

«Камаз» отказался от практики единовременного летнего отпуска для всех сотрудников, которая применялась как антикризисная мера, рассказал руководитель департамента по связям с общественностью автозавода Олег Афанасьев. По его словам, в этом году отпуска будут организованы по скользящему графику. «Это связано с экономическим ростом. В кризис дешевле уходить в отпуск всем вместе. А когда рост – отдыхая, можно потерять рынок», – говорит Афанасьев.

С 2009 по 2011 г. в августе на заводе останавливались главный конвейер и все основные производства – литейное, кузнечное, дизельное, прессово-рамное, инструментальное. Остановка позволяла сократить расходы на оплату электроэнергии и воды. Кроме того, отпускникам не нужно было подыскивать квалифицированную замену и средства на дополнительные выплаты. По подсчетам финансистов «Камаза», экономия предприятия составляла до 15% выручки.

«Камаз» пообещал увеличить производство в 2012 г. на 22% примерно до 55 000 шт. В I квартале произведено 13 500 машинокомплектов – на 37% больше, чем в аналогичный прошлогодний период.

Рынок не только легковых, но и грузовых автомобилей действительно на подъеме, говорит ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. Объясняется это и восстановлением экономики после кризиса, и появлением необходимости, а главное – финансовой возможности у многих потребителей для смены автопарка. По данным Росстата, в январе – феврале в России было произведено 24 870 грузовых автомобилей (включая шасси), что на 17% больше, чем за такой же период 2011 г. «Неудивительно, что «Камаз» уже не может отправить всех работников в отпуск в одно время. Сейчас нужно удовлетворять растущий спрос на грузовые автомобили», – поясняет Баранов.

Тем не менее на ГАЗе и УАЗе практика единых корпоративных отпусков будет действовать и в этом году, сообщили сотрудники их пресс-служб. «Единовременные каникулы дают существенную экономию по энерго- и трудозатратам, – сказали на ГАЗе. – Кроме того, это дает возможность предоставить всем работникам отдых в наиболее востребованные периоды года (дачный сезон, например) или в период сезонного падения спроса на рынке». На ГАЗе не называют точные даты отпусков – обычно это происходило «летом и зимой», говорит сотрудник пресс-службы. По словам пресс-секретаря УАЗа Аллы Акимовой, коллективный отпуск на автозаводе – традиция, сотрудники отдыхают в январе (неделю) и в июле (три недели). В это время на заводе проверяют технологическое оборудование.

В колдоговоре «АвтоВАЗа» нет понятия «корпоративный отпуск», говорит сотрудник пресс-центра. По его словам, вынужденное продолжение январских каникул в кризис и недельные каникулы в августе 2010 г. из-за жары оформлялись приказом как простой, который соответственно и оплачивался – две трети от зарплаты.