Продажи иностранных автомобилей превысили докризисный показатель

В России уже продается больше новых автомобилей, чем в 2008 г., но только иномарок. Установить абсолютный рекорд мешают отечественные бренды, не вышедшие на докризисные показатели
Е.Кузьмина/ Ведомости

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России за апрель 2012 г. выросли на 14% до 266 267 штук, сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). С начала года продано 880 540 автомобилей – на 18% больше, чем за тот же период 2011 г.

Если вычесть из этого объема продажи автомобилей под брендами Lada, «ГАЗ» и «УАЗ» (статистика по данным АЕБ), получится, что за четыре месяца в России было реализовано 679 444 новых иномарки. Это примерно на 3,7% больше, чем за те же месяцы рекордного для российского автопрома докризисного 2008 года (тогда было продано 655 393 иномарки).

В группе «Рольф» со ссылкой на свою аналитику подтвердили, что продажи иномарок за четыре месяца 2012 г. превысили уровень 2008 г. Общие же продажи новых автомобилей с учетом отечественных марок в этом году все еще ниже докризисного уровня: за январь – апрель 2008 г. в России было продано 936 466 легковых и легких коммерческих автомобилей – такой статистикой с «Ведомостями» поделилась представитель «Рольфа». (АЕБ в 2008 г. публиковала данные только по продажам иностранных марок с учетом Chevrolet-Niva.)

Получается, по итогам января – апреля продажи новых автомобилей в России отстают от пиковых показателей на 56 000 автомобилей. Будет ли в этом году установлен абсолютный рекорд, пока никто судить не берется. На успешные результаты апреля повлияло завершение распродажи автомобильных стоков 2011 г., поэтому, для того чтобы уверенно говорить о стабильном росте рынка, лучше дождаться результатов мая, предупреждает главный управляющий директор розничного подразделения группы «Рольф» Татьяна Луковецкая.

В апреле темп роста рынка новых автомобилей оказался даже чуть выше мартовского – тогда он составлял 13%. Поэтому комитет автопроизводителей АЕБ увеличил свой прогноз объема автомобильного рынка по итогам 2012 г. на 50 000 штук до 2,85 млн автомобилей, указано в пресс-релизе ассоциации. Тем не менее это ниже результата 2008 г. в 2,9 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей.

Точно сейчас можно сказать одно: иномарки продолжают расти быстрее рынка – если продажи автомашин в целом выросли на 14%, то иностранных брендов – на 22%, отмечает Луковецкая. В то же время продажи автомобилей отечественных брендов традиционно снижаются: по итогам апреля наблюдается падение на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2011 г.

Спрос еще в прошлом году отчетливо смещался в пользу более дорогих автомобилей, отмечала в своем отчете PricewaterhouseCoopers (PwC). В частности, по ее оценке, россияне купили в 2011 г. в 2,2 раза больше новых легковых автомобилей стоимостью свыше $100 000, чем в 2010 г.: 62 440 против 27 970. Партнер PwC Стенли Рут указывает, что отстают не автомобили российского производства, а именно российские бренды, которые уступают более современным иностранным моделям. Кроме того, с ростом платежеспособности покупателей спрос смещается в пользу более дорогих и современных моделей. Представитель самого «АвтоВАЗа» ранее признавал, что падение продаж к прошлому году связано с завершением программы утилизации. Кроме того, «АвтоВАЗ» только недавно начал продажи своих новых современных моделей.