В Москве и Петербурге на машину готовы потратить в 2 раза больше, чем в сельской местности


Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследование покупательной способности российских потребителей автомобилей. По данным опроса, 9% россиян планируют купить автомобиль и готовы в среднем потратить на него $12 922. Эта сумма меньше, чем годом ранее, - $13 361 и близка к уровню 2009 г., когда на приобретение машины россияне были готовы в среднем тратить $12 766. Сумма средней покупки была еще ниже в 2010 г. Тогда аналогичный опрос показал, что россияне собираются купить машину в среднем за $11 543.

Купить автомобиль в обозримом будущем планирует почти пятая часть россиян (19%): 11% планирует покупку в ближайшие два-три года, 5% - в течение года, 2% - в течение полугода и 1% - в ближайшем месяце.

Больше всего интересуется покупкой машины молодежь в возрасте 18-24 лет: водителями планируют стать 31 из каждых 100 опрошенных этой возрастной категории, потратив на автомобиль $12 564. Похожие показатели среди 25-34-летних – 30 из 100 и $12 627. В возрасте 35-44 лет в новых машинах нуждаются реже (23%), но планируют потратить на покупку больше всех - $13 881. В 45-59 лет покупать автомобиль собираются 13, а старше 60 лет – 4 из 100 человек, ответивших на вопросы социологов. При этом 50-летние готовы потратить на машину $13 240, а пенсионеры только $11 208.

Размер предполагаемых трат и желание обладать автомобилем полностью коррелируют с уровнем образования покупателей. Лишь 8 из 100 респондентов с начальным уровнем образования планируют купить машину и готовы потратить на покупку $10 375. Уже 18 из сотни россиян со средним и 19 со средним специальным образованием намерены купить машину за $10 871 и $12 311 соответственно. Люди с высшим образованием готовы потратить на покупку по $15 130, и их 21 на каждую сотню участвовавших в опросе.

Никаких сюрпризов нет и в группах с разным уровнем доходов – чем зажиточнее себя считают россияне, тем чаще они готовы купить автомобиль и больше на это потратить. Диапазон такой: 19 из 100 граждан, назвавших свой уровень доходов низким, планируют купить машину и готовы потратить в среднем по $10 236. Больше всего желающих приобрести машину среди обладателей высоких доходов (25%) при средней сумме $17 650.

Существенные различия в тратах и намерениях совершить покупку между жителями городов и сельской местности. 20% опрошенных жителей сел и деревень собираются потратить на машину $9891. В малых городах желающих купить автомобиль меньше (16%), но сумма покупки увеличивается до $12 525, в средних городах - 19% и $13 095. В крупных городах и городах-миллионниках доля желающих купить машину одинакова - по 16%. Но первые в среднем планируют потратить $11 176, последние - уже $16 325. В Москве и Санкт-Петербурге средняя сумма покупки возрастает уже до $20 433, что превышает ожидаемые расходы сельских жителей больше чем в 2 раза.

Опрос проводился ВЦИОМ 14-15 апреля 2012 г. среди 1600 человек в 138 населенных пунктах 46 регионов России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.