Европейские автопроизводители не могут договориться с ЕС о сокращении заводов

Немецкие автопроизводители не поддерживают европейских коллег из Fiat и Peugeot, которые пытаются добиться от Еврокомиссии поддержки программы закрытия производств
Vadim Ghirda/ AP

Немецкие автопроизводители не проявляют солидарности с остальными европейскими коллегами, переживающими кризис спроса на автомобили на европейском рынке. Volkswagen AG, Daimler AG и BMW AG не спешат "формировать единый фронт", чтобы заручиться поддержкой Европейского союза по сокращению избыточных мощностей в регионе, как призывает сделать главный исполнительный директор Fiat SpA Серджио Маркионне, пишет Bloomberg. Власти государств ЕС при активной поддержке профсоюзов сопротивляются всем попыткам закрыть заводы, пытаясь таким образом сохранить рабочие места.

Маркионне, который также является президентом европейской ассоциации ACEA, лоббирующей интересы автопрома, в среду пытался на форуме Cars21 убедить Еврокомиссию взять на себя ведущую роль в оказании помощи автопроизводителям в сокращении мощностей в промышленности. Его поддержал генеральный директор PSA Peugeot-Citroen и бывший глава сталелитейной компании Corus Филипп Варен, напомнив Брюсселю о его лидирующей роли в оказании помощи в сталелитейной промышленности в 1980-1985 гг.

Призывы CEO Fiat и PSA не нашли отклика ни среди коллег по автопромышленному сектору, ни в Еврокомиссии, ограничившейся принятием общих рекомендаций. Комиссар ЕС по промышленности Антонио Таяни исключил возможность для Брюсселя взять ведущую роль в оказании помощи автопроизводителям в сокращении лишних заводов. "Это не мое дело сокращать производство, но мы готовы [помочь] реструктуризации сектора", - сказал Таяни Financial Times.

Избыточные мощности в Западной Европе, по данным IHS Automotive, увеличились до 2 млн автомобилей в 2012 г. из-за продолжающегося пятый год подряд падения продаж. Автомобильный рынок региона сократится в этом году на 7%, согласно прогнозам ACEA. Немецкие автопроизводители чувствуют себя лучше благодаря спросу в Китае и США. Из-за недогруженных заводов итальянский Fiat и французские PSA Peugeot Citroen и Renault SA несут потери, которые UBS оценивает в 7,4 млрд евро в год. Европейские заводы VW, BMW и Mercedes-Benz загружены более чем на 90%, по сравнению с 60-75% у других автопроизводителей в регионе.

Европейские политики в целом согласны, что избыточные мощности является проблемой автоконцернов, но предлагают сокращать рабочие места в других странах. Но Германия активно противится планам увольнения General Motors Co работников своего убыточного подразделения Opel. Fiat стал пока единственным европейским автопроизводителем, который сумел закрыть завод в собственной стране после кризиса 2008 г., остановив предприятие на Сицилии. Перед этим General Motors закрыла завод в бельгийском Антверпе в 2010 г. Сейчас более всего рискуют быть остановленными предприятия Peugeot в Ольне под Парижем и в Ренне (Бретань).

"В краткосрочной перспективе ситуация является невыносимой" для Renault и Peugeot, считает аналитик Kepler Capital Markets Кзавье Кароен. "Риски те же: терять деньги на каждом автомобиле, выходящем с не используемого на полную мощность завода".

Отсутствие поддержки со стороны немецких автопроизводителей обусловлено их успешной мировой экспансией, которая делает их менее зависимыми от спроса в Европе. Хорошо идут дела у крупнейшего автопроизводителя региона Volkswagen, выручка которого за I квартал более чем вдвое превысила совокупный доход Peugeot и Renault. Вместо закрытия мощностей Daimler в марте открыл новый завод в Венгрии. Немцы более глобализованы с производством и продажами, чем французы и итальянцы, отмечает Bloomberg. Fiat в прошлом году повторно вышла на рынок США, и только в этом году после десяти лет неудачных попыток открывает первый завод в Китае. Если бы не владение Chrysler Group LLC, Fiat был бы полностью зависим от Европы. Peugeot и Renault не присутствует на рынке США и отстают от лидеров рынка в Китае. У VW, Mercedes и BMW есть заводы в Китае и США, и продажи в этих странах значительные. Китай и США являются для BMW крупнейшими рынками, как для VW - Китай.

"Мы не хотим комментировать эту тему, потому что у нас нет избыточных мощностей", - заявили Bloomberg представители Daimler. Volkswagen, BMW и немецкая автопромышленная ассоциация VDA отказалась от комментариев.

"План Маркионне является сказкой", - сказал профессор университета Боккони в Милане Джузеппе Берта, написавший несколько книг о Fiat. «Европа не имеет ни средств, ни политической воли, чтобы помочь автомобильной промышленности в закрытии заводов и сокращении рабочей силы».