Как взять машину с собой в путешествие

Появилась новая услуга для состоятельных и ленивых - перевоз автомобиля за границу на поезде
А.Махонин/ Ведомости

Погрузка Hyundai на «Льва Толстого» выглядела весьма буднично. Никакого погрузчика с устрашающе тяжелым крюком: днище вагона и пандус с авто находятся на одинаковой высоте, и чтобы заехать внутрь, не надо быть водителем-виртуозом. Через 45 минут скорый поезд номер 32 с авто на борту отправится в пробную поездку с Ленинград­ского вокзала до Хельсинки. Эту услугу компания РЖД торжественно анонсировала нам еще год назад, но запустили ее только теперь.

Пока автомобиль устраивается в своем «купе», а проводник спецвагона Сергей Шитов подтягивает крепления «башмаков», я пытаюсь понять плюсы и минусы нововведения. Да и сам его смысл. Москвичу, который собирается на своей машине провести неделю-две в Суоми (или в близлежащей Скандинавии) и не желает трястись по несовершенной трассе Москва – Санкт-Петербург – Выборг – Хельсинки – Москва, за провоз авто до столицы Финляндии и обратно придется заплатить 450 евро. Считаем: при среднем расходе на трассе 10 литров на 100 км на две тысячи верст потребуется минимум 200 литров, что составит около 6000 рублей, или чуть меньше 150 евро. Вот и все расходы, если не учитывать неизбежные гаишные поборы на российской стороне, особенно под Тверью и Выборгом. Прибавим еще по паре тысяч на дорогу туда и обратно. Получаем на все про все 250 евро.

Перевозчики, похоже, не просчитывали потенциальную востребованность подобной услуги. Ведь кроме 450 евро за проезд авто, нужно и самому обзавестись билетом, который на одного человека обойдется от 100 до 300 евро в зависимости от класса вагона. Провезти машину в столицу Финляндии без владельца нельзя, на заднем сиденье поспать также не получится: в вагоне нет климат-контроля и туалетов. Так в чем же выгода, поинтересовался корреспондент «Пятницы» у организаторов поездки. «Выгода в одном, – объясняет Олег Никитин, заместитель генерального директора Федеральной пассажирской компании («дочки» РЖД), – комфорт, удобство и просто наслаждение поездкой! Прибавим и отсутствие очередей на границе, и отсутствие риска в ходе долгой поездки за рулем, безопасность и точность расписания. Доехать до Хельсинки за 14 часов – более чем нормально, учитывая, что поезд идет всю ночь. Я уже не говорю о том, что аренда машины даже экономкласса там обойдется в 350-400 евро за десять дней».

Чтобы зарезервировать место, придется действовать по старинке, без интернета и электронной регистрации: приехать на вокзал, зайти в багажное отделение, написать заявление, определить дату поездки (бронирование тоже платное, но обойдется в сущую ерунду – 4 евро), оформить перевозку и, разумеется, купить билет – обязательно туда и обратно – на поезд «Лев Толстой». Если вы приняли спонтанное решение поехать в Хельсинки, надо успеть оформить все минимум за 9 часов до отправления пассажирского поезда с вагоном-автомобилевозом. В среднем в один такой вагон поместятся четыре-пять машин, причем, согласно нормам, самым крупным по габаритам автомобилем, доступным к путешествию, станет Toyota Land Cruiser и его ближайшие собратья, а вот Hummer уже не войдет по высоте. В поездке понадобятся свидетельство о регистрации транспортного средства, доверенность (если авто не ваше), страховой полис гражданской ответственности «Зеленая карта», ну и, разумеется, шенгенская виза в загранпаспорте. В машине на время путешествия могут лежать разве что домкрат, запасное колесо, да канистра с водой. Так что забить багажник свертками с покупками не удастся, рассчитывайте на то, что их придется взять с собой в купе.

В Федеральной пассажирской компании (ФПК), подготовившей пока что три вагона-автомобилевоза, рассчитывают, что услуга будет востребована и на некоторых внутренних рейсах. По словам Олега Никитина, перевозка автомобиля по железной дороге может заинтересовать в первую очередь пассажиров поездов Москва – Адлер, Москва – Кисловодск, Москва – Новороссийск. Кстати, несмотря на то, что ФПК обещает безопасную перевозку, по желанию любимое авто можно дополнительно застраховать на время поездки.