General Motors закроет один из четырех заводов Opel в Германии

Аналитики предупреждают, что это только начало большой волны закрытия автопредприятий в Западной Европе
Hannelore Foerster/ Bloomberg

General Motors предлагает закрыть один из заводов в Германии после 2016 г. для выполнения своего радикального плана оздоровления убыточного подразделения Opel. После многомесячных переговоров руководства GM и Opel AG с профсоюзом IG Metall и советом рабочих автостроитель заявил, что договорился отказаться от сокращений персонала в ближайшие четыре года, но при этом компания не будет продолжать производство на заводе в Бохуме после окончания производства там текущего поколения мини-вэна Zafira, которое должно смениться в 2015 г.

Новые предложения продолжают подход кнута и пряника, который использует GM в переговорах с европейскими профсоюзами рабочих, чтобы добиться уступок для сокращения избыточных производственных мощностей, пишет Financial Times.

Компания также обсуждает с рабочими отсрочку запланированного повышения зарплат в этом году и загрузку мощностей других заводов Opel производством моделей других марок GM. Кроме завода в Бохуме у Opel есть заводы в Рюссельсхайме, Айзенахе и Кайзерслаутерне.

"Стоит закрыть по одному заводу на крупного автопроизводителя в Европе, в общей сложности получится около пяти", - цитирует Bloomberg аналитика лондонского отделения UBS Филиппа Ушуа (Philippe Houchois), который имеет в виду Renault, PSA Peugeot-Citroen, Fiat Group и Ford, каждый из которых нуждается в закрытии излишних производственных мощностей.

Во время кризиса 2008 г. мало кто из автопроизводителей имел смелость и волю для радикальных мер в странах Евросоюза, где социальная составляющая жизни очень высока, указывает инвестдиректор SI Capital Partners Иван Бончев. Сейчас у компаний руки более свободны: уже понятно, что ситуация в Европе тяжелая, и она выправится не так быстро, как в США, говорит аналитик, и следом за GM могут объявить о приостановке части мощностей и другие автоконцерны.

Европейские автопроизводители находятся в сложном положении из-за политического давления на них, препятствующего сокращению рабочих мест. Только два завода в регионе были закрыты в течение последних четырех лет - GM в Брюсселе и Fiat на Сицилии.

Избыточные мощности в Западной Европе удвоились в 2012 г. до 2 млн автомобилей, согласно исследованиям компании IHS Automotive. Автомобильный рынок региона может сократиться на 7% в этом году, согласно прогнозам отраслевой ассоциации ACEA.

Акции PSA упали в среду до 23-летнего минимума из-за опасений по поводу способности французской компании прекратить падение продаж, которое за три месяца года составило 40%. Продажи Renault снизились на 27%, а Fiat - на 26% за тот же период. Volkswagen Group, которая не страдает от избыточных мощностей, сократила продажи на 11%.

"Теперь, когда GM открыла путь, другие производители могут найти в себе мужество, чтобы идти по этому пути, – считает Ушуа. - Отрасль сейчас в состоянии финансировать свою реструктуризацию. Это станет гораздо сложнее через три года, особенно если макроэкономическая ситуация не улучшится".

Директор Центра автомобильных исследований немецкого университета Дуйсбург-Эссен Фердинанд Дуденхёффер (Ferdinand Dudenhoeffer) предполагает, что около пяти заводов должны быть закрыты, но, вероятнее всего, их окажется три. Аналитик франкфуртского Bankhaus Metzler Юрген Пипер (Juergen Pieper) считает, что четыре автомобильных завода в Европе должны прекратить работу.

Американцы, имеющие серьезный антикризисный опыт, первые почувствовали, что улучшения на европейском авторынке в ближайшие пять лет не произойдут, прогнозируя его стагнацию, считает директор отраслевого портала Auto-dealer.ru Олег Дацкив. К тому же в Германии традиционно преобладает местный автопром - Volkswagen, Mercedes, BMW - и General Motors, по всей видимости, не удалось потеснить их позиций с помощью Opel, добавляет эксперт.

GM обещает компенсировать закрытие одного из своих четырех предприятий в Германии значительными инвестициями в бренды Opel и Vauxhall для расширения модельного ряда до 2016 г. По этим планам европейская марка должна выпустить 23 новых модели, в том числе в сегментах, где бренд сейчас не представлен – компактный внедорожник Mokka, стильный мини-компакт Adam и кабриолет. У производителя должно появиться 13 новых силовых агрегатов (в том числе три новых семейства двигателей) и больше экологически чистых транспортных средств, таких как гибрид Opel Ampera. Примерно половина инвестиций Opel придется на немецкие подразделения компании. Сейчас в Opel работает 20 800 человек в Германии и более 40 000 по всей Европе. На заводе в Бохуме, который начал выпускать машины Opel в 1962 г., сейчас работают 3100 человек. В лучший период, в 1979 г., в Бохуме были заняты 20 100 сотрудников.

GM потерял в Европе в прошлом году $747 млн. Финансовые показатели GM, 32% которой владеет правительство США, вложившее в спасение производителя в 2009 г. $50 млрд, находится под пристальным вниманием в год президентских выборов. С 1999 г. GM Europe получила $16,4 млрд убытков.

Сокращение мощностей в Европе вряд ли приведет к их наращиванию в России, считает Дацкив. По условиям промсборки компании уже обязались увеличить производство — на своих заводах в России или в альянсе с другими игроками, соглашается Бончев. General Motors может перенести часть оборудования из Европы в Калининград, где «Автотор» с Magna будут создавать автокластер мощностью 350 000 авто в год — GM в числе партнеров, не исключает эксперт.