Smart ebike: Как едется на педелеке

Езда по улицам Берлина на электрифицированном велосипеде
Daimler AG

ebike предполагает и деловой костюм: цепь, обычно жующая брюки, заменена на зубчатый ремень с углеродным кордом

«Вы резкий ездок или не очень?» – интересуется техник, ответственный за выдачу велосипедов. Мы стоим на стоянке возле модного берлинского ресторана Sage. Ресторан занимает один из краснокирпичных фабричных корпусов на берегу Шпрее, возле бывшей границы восточного и западного Берлина. Пока я соображаю, резкий я или нет, техник сканирует меня, как терминатор, от макушки до кроссовок и выбирает из рядка одинаковых, бело-черных с зелеными пятнами, байков один. «Этот с низким рулем. Думаю, вам подойдет… Шлем вам нужен?» – с некоторым сомнением спрашивает немец.

Шлем, пожалуй, ни к чему, а вот инструктаж не будет лишним. Велосипед не простой, а электрифицированный Smart eBike. Принадлежащий немецкому Daimler, производитель компактных машин выпускает на рынок новое, теперь уже крупносерийное поколение электромобилей fortwo electric drive. Вместе с четырехколесным транспортным средством на батарейках выходит на рынок и велогибрид под неблагозвучным для российского уха сокращением pedelec (Pedal Electric Cycle).

Баловство с велосипедами давно стало одним из любимых занятий строителей автомобилей. Любая уважающая себя автомобильная марка хоть раз выпускала нечто на двух колесах, неизменно футуристическое, цельное или складное, утилитарное или бессмысленное. Как правило, очередные «полмашины» становились исключительно имиджевым аксессуаром, привлекающим внимание зрителей на автошоу, и реверансом в сторону экологически настроенной аудитории.

/ Daimler AG

Отдавая дань экологическим трендам, Daimler решил запустить электрифицированный велик в серию. Инструкции по использованию велогибрида оказались просты – по центру руля коробка-компьютер с жидкокристаллическим дисплеем. С помощью четырех кнопок можно запустить систему, выбрать режим работы электропривода и уровень помощи. Там же показывается уровень зарядки батареи и одометр. На правой ручке барабан переключения скоростей, которых всего три.

Выскакивая из ворот фабрики-ресторана на велодорожку берлинской улицы, не сразу понимаешь, в чем электрическое волшебство. Но с началом разгона электромотор в заднем колесе eBike, вмонтированный вместо обычной втулки, начинает ощутимо помогать кручению педалей. Получается, будто едешь первым в тандеме, но твой напарник крутит педали только вместе с тобой. Стоит прекратить давить на педали, сдается и он. Начинаешь разгоняться заново – и «номер два» подхватывает твой ритм.

Сил у «напарника» немного – 250 Вт (0,34 л.с.) с крутящим моментом 35 Нм. Но друг он надежный – с учетом четырех уровней усилия робота-велосипедиста и трех передач набор вполне комфортный для передвижения по городу. Менять усилие электропомощника, впрочем, не слишком удобно – нужно снимать руку с руля и тянуть к компьютеру.

Особо крутых подъемов на пути не случилось, а горбатые мостики через Шпрее удается брать на самой высокой третьей передаче, чуть быстрее и явно без тех усилий, что затрачивают соседи по велодорожкам.

Дружеская помощь заднего колеса резко обрывается на скорости 25 км/ч. Мое возмущение, выраженное после первого круга, в Smart переадресуют к европейским властям, которые регламентируют максимальную мощность вспомогательного мотора велогибрида и скорость, до которой он имеет право помогать наезднику. На более мощный и скоростной мышечно-электрический гибрид нужно получать специальные права и номерные знаки. С предсерийным образцом такого продвинутого «робота» от Brabus можно было ознакомиться тут же, в ресторане. Он подвешен над одним из длинных столов, ровно напротив барной стойки, над которой болтаются бутафорские вяленые окорока и связки чеснока. Заявленные характеристики – 500 Вт мотор и максимальная скорость помощи до 45 км/ч.

/ Daimler AG

Но и без поддержки «второго номера» на длинной прямой штрассе велогибрид удается раскочегарить быстрее 30 км/ч. Берлин, вероятно, один из самых приспособленных для велосипедистов городов мира, но ехать быстро мешают припаркованные машины, светофоры и непуганые туристы. На ходу электротандем устойчив, поворотлив и довольно легок для аппарата с планетарной задней втулкой. Несмотря на алюминиевые раму и вилку, он вполне весом – 26 кг, из которых 3,3 кг приходится на батарею 423 Вт•ч. Аккумулятор можно отстегнуть от рамы легким движением ключа и зарядить из бытовой розетки за три-пять часов, как обычный сотовый телефон. Можно пытаться проделать это на ходу, переключив электромотор в режим генератора. Но работать в тандеме источником энергии оказывается довольно тяжело. Лучше довольствоваться режимом рекуперации, который активируется при каждом нажатии на рукоятку заднего тормоза. Тем более смысла в этом особого нет. После десятка километров, наезженных с включенным «электродругом» по обоим берегам Шпрее, заряд батареи по индикатору сильно не убавился. Согласно официальным данным, аккумулятора может хватать и на 100 км при разумном расходе энергии.

Большой вес велогибриду легко простить, поскольку он явно не предназначен для внедорожного или шоссейного экстрима. С другой стороны, его нельзя назвать абсолютно комфортным для города. Передняя вилка жесткая, седло узкое и без подвески. Довольно пухлые, но гладкие шины отлично амортизируют мелкие изъяны асфальта, но вытрясают душу, стоит только съехать на брусчатку. Впрочем, никто не мешает сменить седло и руль под себя и при хорошей погоде отправляться на работу прямо в деловом костюме. Цепь, этот вечный источник грязных и порванных штанов, заменена на зубчатый ремень с кордом из углеродного волокна.

Перед покупкой стоит задуматься и о том, где хранить дорогого немецкого друга. При цене в 2850 евро и наличии различных завлекательных элементов вроде велокомпьютера и аккумулятора оставлять где попало eBike я бы не рискнул. Впрочем, кто же друзей на улице бросает?