Таможенный союз защищается

Евразийская экономическая комиссия вслед за антидемпинговыми начала осваивать формат защитных расследований, которые, по мнению экспертов, могут помочь поддержке экономики в условиях ВТО. Первая проверка касается импорта комбайнов

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК, регулятор на территории Таможенного союза – России, Белоруссии и Казахстана) заявила о начале первого специального защитного расследования. Оно касается влияния импорта зерноуборочных комбайнов на их производство на территории союза. Заявителями выступили российские «Ростсельмаш», Красноярский завод комбайнов (производят 49,6% комбайнов на территории союза), их поддержали белорусские «Гомсельмаш» и «Лидагропроммаш», сообщила ЕЭК. Вместе четыре компании производят 95,9% комбайнов в союзе, отмечено в сообщении.

Основанием для расследования стало предоставление заявителями данных об ухудшении финансово-экономических показателей в 2009–2011 гг. и вытеснении их продукции импортом. В частности, заявители указали, что в 2009–2011 гг. рынок комбайнов на территории союза сократился на 19,5%, при этом производство местных игроков упало на 6,9%, продажи – на 23,1%, а доля рынка – на 4,1%, следует из сообщения комиссии, в те же годы импорт комбайнов вырос в абсолютных показателях на 20,5%, а средневзвешенная цена на импортный зерноуборочный комбайн без учета ввозной таможенной пошлины снизилась на 18,6%.

Представитель ЕЭК от дополнительных комментариев отказался.

Похожее расследование проводилось в России в 2008 г., его итогом стало увеличение ввозных пошлин с 5% до нынешних 15%, напоминает один из руководителей «Ростсельмаша». Но при вступлении в ВТО ставки резко сократятся – в 3–5 раз, поэтому предприятия решили обратиться снова, объясняет он. Нужно уравнять условия, продолжает собеседник: ведь выпускать технику за рубежом дешевле, там ниже налоги и стоимость электроэнергии, дешевле металл, есть возможность привлекать дешевые и длинные кредиты.

Расследование по комбайнам проводится в соответствии с требованиями ВТО, но не привязано к вступлению России в организацию, подчеркивает источник в ЕЭК. Процесс может занять 6–9 месяцев, объяснил он, в качестве защитных мер (если будет решено их применять) могут быть выбраны квоты на импорт, спецзащитные пошлины, обязательства по цене на ввозимую продукцию.

Представитель одного из основных импортеров комбайнов в Россию – John Deer – от комментариев отказался. Сотрудник компании соглашается, что рост импорта мог повлиять на положение местных производителей. Но потребители переходят на более качественную импортную технику – это нормальный процесс, говорит он.

ЕЭК начала проводить расследования в апреле 2012 г. Первые антидемпинговые разбирательства были связаны с импортом проката с полимерным покрытием из Китая (в итоге ввозные пошлины повысились на величину доказанной демпинговой маржи – примерно на 20%) и ввозом китайских чугунных ванн (расследование началось в июне). В 2012 г. ЕЭК начнет 6–8 антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных расследований, сказал собеседник в комиссии. Заявителей он не назвал, но отметил, что одно расследование связано с производством легковых автомобилей. В 2011 г. «Соллерс» просил Минпромторг провести антидемпинговое расследование в отношении импорта легких коммерческих автомобилей, дело передано в ЕЭК, результаты ожидаются к осени, напоминает представитель компании.

Подобные расследования нужны, чтобы отработать механизм поддержки экономики в условиях ВТО, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. В частности, по итогам антидемпинговых разбирательств в области автопрома Россия, как и другие члены ВТО, сможет вводить пошлины на четыре года с возможностью их продления на такой же срок, говорил в феврале Алексей Рахманов, возглавлявший тогда департамент Минпромторга.