Авто
Бесплатный
Елена Виноградова|Татьяна Романова

Развитие системы утилизации автомобилей может потребовать $2 млрд

Российским властям стоит не только поддерживать продажи и производство автомобилей, но и привлечь не менее $2 млрд на создание предприятий по утилизации старых автомобилей, рекомендует PricewaterhouseCoopers. Иначе 30 млн старых автомобилей останутся ржаветь на улицах
А.Махонин / Ведомости

Вчера Совет Федерации одобрил закон о введении в России утилизационного сбора на новые и подержанные автомобили, который с 1 сентября 2012 г. будут уплачивать импортеры и производители за каждое транспортное средство. Точные ставки сбора еще не утверждены, но, если отталкиваться от предварительного варианта (см. врез) и структуры продаж в 2012 г., на утилизацию можно было бы собрать $4 млрд, подсчитал руководитель автомобильной практики PricewaterhouseCoopers (PwC) Стэнли Рут. Это цифра учитывает, что производители, гарантирующие утилизацию автомобиля собственными силами, будут освобождены от уплаты сбора. Как будут распределяться средства, непонятно, но имело бы очевидный смысл значительную их часть направить на инфраструктуру по утилизации автомобилей, полагает Рут.

Для устойчивого роста российского авторынка в эту инфраструктуру нужно вложить не менее $2 млрд, считает Рут. Цифра эта складывается следующим образом. В 2011 г. в России было 35,5 млн автомобилей. Если российский авторынок достигнет среднеевропейского уровня утилизации — 6% от автопарка в год, что вполне возможно, поскольку треть машин в стране старше 15 лет, то России уже в ближайшие годы необходимо будет ежегодно утилизировать не менее 2 млн автомобилей. Автопарк будет активно обновляться, и можно предположить, что за ближайшие 10 лет в стране будет приобретено около 35 млн легковых автомобилей. В таком случае вполне вероятно, что в ближайшие 10 лет из эксплуатации будет выбывать в среднем 3 млн автомобилей в год, считает Рут.

Для переработки такого количества машин требуется около 30 шредерных заводов, способных утилизировать по 100 000 автомобилей в год. В Турции строительство такого завода обошлось в $20 млн, в России будет примерно втрое дороже плюс требуется учесть затраты на инфраструктуру, объясняет Рут.

В России сейчас шесть шредерных заводов, не все они работают — в последние годы не было загрузки, рассказал «Ведомостям» президент Ассоциации рециклинга отходов Михаил Малков, действующим заводам в Москве и Санкт-Петербурге по силам перерабатывать по 100 000 автомобилей в год, пока же они берут любой крупный металлолом. Утилизационные предприятия никак не готовятся к введению утилизационного сбора, знает Малков, так как не уверены, что он простимулирует сдачу автомобилей в утиль и на заводы пойдет поток сырья. Переработка автомобилей рентабельна только на больших объемах, уверяет он.

Заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов говорил, что порог рентабельности — 50 000 автомобилей в год. Если уверенность в наличии сырья появится, создать 30 заводов российским утилизаторам по силам, считает Малков. Но одними шредерами не обойтись, продолжает он: конечно, автомобиль на 70% состоит из металла, но необходимо также утилизировать пластик, различные технические жидкости. В мировой практике распространен разбор автомобиля на пунктах утилизации: с него снимают все, что можно восстановить и продать на вторичном рынке, а утилизируют только то, что не может быть использовано. Например, один из крупнейших утилизаторов автомобилей в Европе — Renault утилизирует около 400 000 автомобилей в год именно через пункты разбора, рассказывает Малков.

По данным PwC, в Германии, где в год выбывает 3,5 млн машин, 47 шредерных заводов и около 16 000 предприятий по разборке, в Великобритании на 2 млн единиц автохлама в год — 37 заводов и около 2500 разборочных и перерабатывающих предприятий.

В России инфраструктуры по утилизации автомобилей практически нет, говорит директор портала auto-dealer.ru Олег Дацкив. Но не факт, что одно только введение утилизационного сбора побудит бизнесменов инвестировать в ее создание. Пока непонятно, какая часть этого сбора пойдет на развитие индустрии, а самое главное — есть сомнения в том, что владельцы старых автомобилей повезут их на переработку, предупреждает Дацкив. Утилизационный сбор вводится, чтобы преградить путь в Россию подержанным иномаркам в условиях открытия границ после вступления в ВТО, напоминает он. Побудить население сдавать старые автомобили в утиль мог бы законопроект, так или иначе ограничивающий срок эксплуатации автомобилей, за исключением коллекционных экземпляров, признает Дацкив.

Такой законопроект пока не разрабатывается, обсуждается только ограничение срока эксплуатации автобусов и грузовых автомобилей, говорит чиновник Минпромторга.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать