Авто
Бесплатный
Дмитрий Казьмин|Максим Товкайло
Статья опубликована в № 3159 от 06.08.2012 под заголовком: Чем мощнее, тем дешевле

Правительство облегчит ввоз дорогих мощных автомобилей

Вступление в ВТО позволит сэкономить любителям дорогих мощных машин. Как обнаружили «Ведомости», Россия обещала снизить для них пошлины ниже 15%, запланированных для основной массы машин. К примеру, пошлины на кроссоверы с объемом двигателя более 4,2 л снизятся к 2019 г. до 10%. Преференции коснутся машин, которые почти не производятся в России
А.Махонин / Ведомости

С 23 августа Россия станет полноправным членом ВТО и начнет снижать импортные пошлины. На большинство новых (не старше трех лет) автомобилей ввозная пошлина снизится к 2019 г. с 30 до 15%, в том числе до 25% уже с 23 августа. На подержанные иномарки старше трех лет – с 35 до 20%, но не менее 0,36–0,44 евро за 1 куб. см в зависимости от мощности двигателя (чем она больше, тем выше специфическая ставка).

Но для новых машин с наиболее мощными двигателями Россия согласилась пойти на уступки. Импортная пошлина на легковые автомобили до трех лет с двигателем больше 2,8 л будет снижена к 2019 г. до 12,5%. А мощные кроссоверы и внедорожники, обозначаемые в протоколе о присоединении к ВТО как Sport Utility Vehicles (SUV, американский маркетинговый термин, включающий классы машин с полным приводом и высоким клиренсом), получат еще большие преференции. На SUV с двигателем 3,5–4,2 л пошлина к 2019 г. должна снизиться до тех же 12,5%, а на более мощные – и вовсе до 10%.

Какие именно машины относятся к классу SUV, ни в одном официальном российском документе не говорится, нет специального кода для них и в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Представитель Евразийской экономической комиссии (курирует пошлины в Таможенном союзе) замечает, что отдельный код, возможно, и не придется вводить: «Специалистам только предстоит обсудить, каким образом на таможне будет идентифицироваться этот тип автомобилей». Решение появится до конца декабря, так как уже с 2013 г. пошлина на SUV с двигателем более 4,2 л снизится с 25 до 22,9% . На другие классы новых автомобилей ставка в 25% сохранится до 2016 г. и только затем начнет снижаться до плановых показателей (см. таблицу).

Из протокола следует, что о преференциях для мощных SUV просили Канада, Евросоюз, США и Австралия, а для легковых автомобилей – еще и Япония. Российских производителей мощных седанов и внедорожников такая дифференциация не пугает. Представитель «Соллерса» (планирует собирать Land Cruiser Prado) говорит, что на планы компании пониженная пошлина для импортных машин не повлияет. Она напоминает, что договоренности с участниками ВТО по автопошлинам были достигнуты еще в 2004 г., когда планов сборки таких машин в России не было. «Нужно считать, таких документов мы пока не видели», – осторожен в оценках гендиректор «Автотора» (собирает BMW X5, X6, 5-й и 7-й серий) Александр Сорокин. Впрочем, и он не ожидает серьезного влияния на бизнес: доля таких автомобилей в общем объеме производства у «Автотора», как и у конкурентов, невелика.

Высокопоставленный чиновник Минпромторга напоминает, что в 2015 г. ставки автопошлин могут быть пересмотрены, если выяснится, что импорт «задавливает» производителей, работающих в России.

«Мы выторговали право обсудить пересмотр ставок в 2015 г., если наши производители будут чувствовать себя некомфортно», – говорит он.

Связаться с директором департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максимом Медведковым вчера не удалось.

Автомобили с мощными двигателями внутри страны практически не производятся, а импортируется в Россию лишь небольшое количество, замечает профессор РЭШ Наталья Волчкова. Так, машин марки Cadillac (все с двигателем более 2,8 л) в первом полугодии в России продано 1183 штуки, Mercedes S-класса – 843 штуки, Porsche (все больше 2,8 л, кроме некоторых модификаций Boxter) продано 1693 штуки.

«Основная цель пошлин – это стимулирование внутреннего производства, а легковые автомобили с такими двигателями в России не выпускаются, и значит, нет причин сохранять на них высокие пошлины», – не удивляется партнер московского офиса A.T. Kearney Евгений Богданов.

Кроме того, легковые автомобили с двигателями 2,8 л и внедорожники с двигателями от 3,5 л не пользуются массовым спросом, утверждает Богданов. Как правило, это представительские авто или дорогие кроссоверы, для покупателей которых разница в цене в 2,5–5% не имеет решающего значения при выборе и покупке. Поэтому, считает он, снижение пошлин существенно не отразится на продажах в этом сегменте. «Это делается совсем не для того, чтобы снизить цены, – говорит Богданов. – В данном случае Россия формально снижает пошлины, идет на большие уступки, но в таком сегменте, который не является массовым и не приносит заметного вклада в казну».

В результате снижения пошлин цены на мощные автомобили на российском рынке будут более приближены к мировым аналогам, спорит Волчкова, но на структуру спроса это не повлияет. Можно ожидать корректировки цен на автомобили из-за разного уровня пошлин, но она будет незначительной, считает представитель ООО «Тойота мотор» Евгения Тетерина: «Существенной корректировки цен не будет, поскольку с 1 сентября 2012 г. вступает в силу утилизационный сбор, который привязан также к мощности двигателя и нивелирует разницу в пошлинах». Представитель «Мерседес-Бенц рус» затруднился прокомментировать последствия изменения пошлин, его коллега из Audi вовсе отказался от комментариев. С представительствами Nissan, GM и BMW вчера связаться не удалось.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать