Как обновить общественный транспорт

Президент Владимир Путин не исключает появления программы утилизации общественного транспорта. Копированием действовавшей до прошлого года программы утилизации легковых автомобилей не обойтись, считают эксперты. Нужно запретить эксплуатацию старой техники
М.Стулов/ Ведомости

ВРоссии может появиться программа утилизации общественного транспорта, которая поможет обновить автопарк, – такую возможность не исключил президент Владимир Путин. При этом может быть использован опыт госпрограммы утилизации легковых (и легких коммерческих) автомобилей, заметил он. В 2010–2011 гг. государство предлагало в обмен за сдачу в утилизацию машины старше 10 лет и массой до 3,5 т сертификат, дающий скидку в 50 000 руб. при покупке произведенного в России нового автомобиля. Всего было выдано 600 000 сертификационных свидетельств, примерно 70% приобретенных по ним автомобилей пришлось на Lada. Возобновлять утилизационную программу по легковым автомобилям Путин не считает нужным. Это была антикризисная мера, напоминает он.

На начало 2012 г. в России было зарегистрировано 900 000 автобусов, 28,4% – старше 5 лет, еще 48,5% – старше 10 лет, гласят данные «Автостата». Больше половины всех автобусов (51,2%) находится в собственности юрлиц. «Программа утилизации автобусов – эффективный механизм обновления пассажирского парка страны», – говорит вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева (доля группы на рынке автобусов, по собственным данным, – около 65%). В 2010–2011 гг. по инициативе производителей уже рассматривалась возможность использования подобной меры наряду с программой утилизации грузовой техники, напоминает представитель «Камаза» Олег Афанасьев. В одном из вариантов предполагалось, что при сдаче в утилизацию автобуса или грузовика старше 15 лет размер госсубсидии мог бы составлять 15–30% от его стоимости. Но власти тогда решили, что необходимости в таких программах нет. В качестве антикризисной меры в 2009–2010 гг. использовалось софинансирование из федерального бюджета закупки новых автобусов муниципалитетами.

Получить комментарии в Минпромторге вчера не удалось.

Значительная часть общественного транспорта приходится на муниципальные автопарки, поэтому только стимулирующими мерами тут не обойтись, считают исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов и представитель одного из российских автомобильных концернов. Чтобы программа была эффективной, она должна включать в себя еще и административные меры воздействия, например ограничение максимального возраста эксплуатируемых автобусов, полагают они. Возможность ограничения по возрасту обсуждается, говорил ранее замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов. Меры будут эффективны при комплексном подходе – реализации программ обновления транспорта, создании финансовых стимулов для перевозчиков (снижение стоимости лизинга, государственное софинансирование при закупках), резюмирует Матвеева.