Автомобили чаще покупают за наличные

Доля продаж автомобилей в кредит на московском рынке этим летом немного снизилась – впервые с завершения кризиса, утверждает один из крупнейших российских автодилеров, группа «Рольф». Причины две: растущая стоимость заемных средств и спецпредложения на автомобили
В.Баранов

Доля продаж автомобилей в кредит за июнь – июль снизилась с 34 до 29%, по оценкам группы «Рольф», примерно на 5 процентных пунктов – с 34 до 29%, рассказал «Ведомостям» исполнительный директор финансового подразделения группы «Рольф» Виталий Павловский. В самом «Рольфе» доля продаж в кредит за эти месяцы сократилась с 35,5% до примерно 34%, уточняет он. По данным Павловского, коррекция на рынке автокредитования отмечена впервые после завершения кризиса: с 2010 г. доля продаж автомобилей в кредит только росла.

В целом продажи автомобилей как в розничном подразделении «Рольфа», так и в целом по рынку растут, отмечает он. «Рольф» за первые два месяца лета продал на 18% больше автомобилей, чем за тот же период 2011 г. Весь рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей, по оценке комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в июне вырос на 10%, а в июле – на 14%.

Причина снижения популярности автокредитов – в росте их стоимости, объясняет Павловский (см. врез).

Впрочем, не все автодилеры согласны со статистикой «Рольфа». У группы «Независимость» доля продаж в кредит даже немного выросла, говорит представитель компании Людмила Золотарева. У крупного регионального игрока, группы «Модус», были небольшие колебания доли кредитных продаж – в пределах статистической погрешности, рассказал директор департамента маркетинга и рекламы группы Дмитрий Горин. «Но мы слышали, что на падение популярности кредитов жалуются московские коллеги, а в регионах столичные тенденции проявляются позже», – говорит он.

«Мы отмечаем рост спроса на автокредиты, за последние два месяца количество заявок выросло на 25%», – сказал зампред правления «Нордеа банка» Андрей Мальцев. Сотрудник другого банка с большим портфелем автокредитов рассказал, что число заявок действительно растет от месяца к месяцу, но объем выдаваемых ежемесячно кредитов с весны не увеличивается, а осенью ситуация может ухудшиться: покупатели боятся кризиса и не спешат брать в долг.

Есть и еще один фактор снижения доли кредитных продаж: весь этот год дилеры без перерыва продают автомобили по спецпредложениям – сначала шла распродажа моделей 2011 г., теперь пошли скидки на 2012 г., продолжает Павловский. Конечно, человек, который собирался брать кредит в размере 50–60% от стоимости автомобиля, машину по спецпредложению не купит, но зато многие из тех, у кого есть наличные, решили купить машину именно сейчас. Доля продаж в кредит могла снизиться за счет увеличения числа покупателей с живыми деньгами, считает он.