Суд обязал Hyundai заключить дилерский договор на семь лет

Суд впервые обязал представительство иностранного автомобильного концерна заключить договор с дилером: компания группы «Модус» выиграла в первой инстанции иск против «Хендэ мотор СНГ»
Е. Кузьмина

Арбитражный суд Москвы 12 сентября удовлетворил иск ООО «Модус Новороссийск», структуры крупнейшей на юге России дилерской группы «Модус», к компании «Хендэ мотор СНГ», «дочке» корейской Hyundai и российскому дистрибутору автомобилей этой марки. Суд обязал «Хендэ мотор» заключить с истцом не менее чем семилетний дилерский договор на продажу и обслуживание автомобилей и возместить ему убытки в 1,97 млн руб., следует из решения, размещенного в базе суда.

Пресс-служба «Хендэ мотор СНГ» сообщила, что компания «не готова комментировать этот вопрос».

Группа «Модус» управляет 36 дилерскими центрами и двумя площадками по продаже автомобилей с пробегом. По данным «Автобизнес ревю», выручка «Модуса» от продажи и обслуживания автомобилей в 2011 г. составила 12,58 млрд руб., что позволило группе войти в топ-25 крупнейших дилеров страны.

Еще в 2011 г. в соответствии с протоколом о намерениях, заключенным с «Хендэ мотор СНГ», «Модус Новороссийск» построила в Новороссийске новый дилерский центр по стандартам бренда Hyundai, утверждала компания в иске. Но «Хендэ мотор», по данным истца, более 10 месяцев после завершения строительства не заключала дилерский договор и «Модус» нес убытки от содержания неработающего центра. В досудебном порядке разрешить конфликт не удалось, говорил ранее представитель группы.

В суде представители «Хендэ мотор» утверждали, что в протоколе не были прописаны условия дилерского договора, поэтому компания не может быть обязана подписывать конкретный договор, рассказал «Ведомостям» один из участников заседания. Заключение дилерского договора на основании протокола о намерениях – общепринятая, по словам опрошенных «Ведомостями» дилеров, практика.

В «Модусе» ситуацию в Новороссийске называют частью затяжного конфликта с «Хендэ мотор». В кризис «Модус» стал одним из основных партнеров Hyundai в регионах, открыв семь новых дилерских центров марки, но, когда кризис закончился, отношения с дистрибутором стали портиться «в связи с расширением сотрудничества дилерской сети с другими брендами», говорится в заявлении «Модуса».

Дистрибутор начал предъявлять компании требования, не предусмотренные дилерским договором, указывал «Модус» в заявлении. В итоге если в феврале 2011 г. на долю «Модуса» приходилось 13% региональных продаж бренда Hyundai, то в октябре 2011 г. – уже только 3,7%, рассказывал «Ведомостям» представитель дилерской компании. Продажи всех других марок группа, по ее данным, увеличивала.

Иск был вызван отсутствием правил, регулирующих отношения производителей и дилеров, говорит президент ассоциации «Российские автодилеры» Андрей Петренко. Недавно ФАС выпустила рекомендации по этому вопросу (см.  врез), и ассоциация надеется, что эти правила устранят существующие противоречия и исков будет меньше. В случае окончательной победы «Модуса» в суд могут пойти и другие дилеры, считает член совета директоров дилерской группы «СЛК моторс» Олег Мосеев.