Авто
Бесплатный
Сергей Апресов

Volvo завершила разработку системы автоматического движения машин в караванах

Автопилот для автобанов прошел технические испытания на дорогах общего пользования, но юридические формальности могут отсрочить начало его практической эксплуатации на неопределенное время. Корреспондент «Ведомостей» тестировал «беспилотный» автомобиль на полигоне производителя в Швеции
Инфраструктура и платежная система — неотъемлемая часть проекта SARTRE

Чтобы прокатиться на «поезде», водитель заходит на сайт транспортной компании и изучает расписание движения головных грузовиков. Выехав на шоссе, он видит ближайшие караваны на экране навигационной системы. Догнав караван, он заявляет о желании присоединиться к нему нажатием кнопки на тачскрине. Получив разрешение лидера, он плавно отпускает руль. Автомобиль автоматически подходит к поезду и занимает место в караване. Чтобы выйти из каравана, водитель также предупреждает лидера, и расстояние до впередиидущего авто плавно увеличивается, чтобы можно было спокойно перестроиться на соседнюю полосу. Время входа и выхода фиксируется, и соответствующий платеж автоматически списывается с банковской карты.

Ездовая презентация проекта SARTRE, состоявшаяся на полигоне компании Volvo близ Гетеборга, оказалась куда менее захватывающей, чем можно было предположить. И это самый желанный комплимент для принимающей стороны. Ведь журналистам впервые в жизни довелось полностью довериться автопилоту за рулем автомобиля: убрать ноги с педалей, отпустить руль, оторвать взгляд от дороги и на скорости 90 км/ч посвятить свое время чтению любимой книги или общению в интернете. Пренебречь глубинным водительским инстинктом самосохранения оказалось так же легко, как включить круиз-контроль, и в этом величайшая заслуга разработчиков SARTRE.

Благозвучная аббревиатура SARTRE (Safe Road Trains for the Environment) означает безопасные и экологически дружелюбные дорожные поезда. Помимо Volvo, в проекте участвуют такие компании, как Ricardo (Великобритания), IDIADA and Tecnalia (Испания), Рейнско-Вестфальский технический университет Аахена (Германия), Технический исследовательский институт Швеции и другие автомобильные гранды. Как метко заметил Эрик Коэлинг, технический гуру Volvo, SARTRE объединяет в себе лучшие качества двух миров — автомобильного и общественного транспорта. Ни с чем не сравнимые комфорт, мобильность и безопасность личного авто сочетаются с возможностью довериться профессиональному водителю и передать ему управление на скоростных магистралях.

Водитель управляет головным грузовиком каравана. Он отлично подготовлен (машина каждый раз проверяет его квалификационную карточку с помощью считывающего устройства), трезв (проверенно встроенным алкотестером) и бодр — в Швеции правила запрещают профессиональным водителям находиться за рулем более четырех часов, и за этим тоже строго следит автомобиль. Легковые авто следуют за ним в автоматическом режиме плотной колонной с дистанцией 4-6 м. Связка действительно напоминает поезд на беспроводной сцепке.

Помимо возможности расслабиться, движение в караване предоставляет дополнительные бонусы в виде экономии топлива на 10—20%, а в потенциале - даже уменьшение вероятности пробок. Двигаясь на короткой дистанции, автомобиль попадает в «воздушный мешок» впередиидущей машины. Значительную часть аэродинамического сопротивления, на преодоление которого при движении с высокой скоростью обычно расходуется до 90% горючего, берет на себя крупный головной грузовик. Компьютер ведет машину более плавно, чем человек, избегая лишних ускорений и торможений, что экономит еще несколько процентов. За счет высокой плотности колонна занимает вдвое меньше места на дороге, поэтому чем больше караванов движется по шоссе, тем меньше вероятность возникновения затора.

Удивительно, что в проекте SARTRE используются только хорошо знакомые нам серийные технологии. Автомобили общаются друг с другом по wi-fi. Это несколько более мощный wi-fi, чем тот, что мы используем в домашних сетях, однако требования к нему невысоки: вместо того чтобы обращаться к грузовику напрямую, автомобили передают сигнал по цепочке. Задержка сигнала настолько мала, что ею можно пренебречь. Автомобили - участники каравана мгновенно узнают о каждом действии водителя и, опираясь на данные о дистанции, точно привязывают его к определенной точке в пространстве. «Грузовик разбрасывает за собой конфетки, которые подбирают легковые машины», - шутит господин Коэлинг. Если водитель прибегнет к экстренному торможению, все машины затормозят одновременно, и дистанция между ними не изменится.

Однако легковушки вовсе не слепо следуют за виртуальными «конфетками». Каждая из них самостоятельно следит за дистанцией и контролирует дорожную обстановку с помощью системы City Safety, которая устанавливается на все серийные автомобили Volvo. Система включает радар дальнего действия (он используется при приближении машины к каравану), лазерный сканер ближнего действия (именно он точно контролирует дистанцию) и видеокамеру, которая следит за дорожной разметкой, считывает дорожные знаки, распознает пешеходов. Если перед одной из легковушек в колонне возникнет препятствие (например, любитель «активного» вождения), она затормозит и даст команду всем следующим за ней машинам сделать то же самое. После этого дистанция между автомобилями плавно увеличится, и караван будет расформирован. При этом водители получат достаточно времени, чтобы принять управление.

На тестовом полигоне система работает безупречно — в этом мы убедились лично. SARTRE успел проявить себя и на дорогах общего пользования во время тестов в Испании. И все же пока вокруг проекта больше вопросов, чем ответов. Как поведет себя техника в условиях непогоды и сильных радиопомех? Как разбудить водителя легковушки, если тот крепко уснет? Наконец, кто будет отвечать, если автомобиль на автопилоте попадет в ДТП?

На сегодняшний день дорожное движение в европейских странах регулируется Венской конвенцией 1968 г., когда беспилотный автомобиль можно было встретить разве что в фантастическом рассказе. Конвенция задает минимальную временную дистанцию движения 1 с, что на скорости 90 км/ч соответствует 25 м. Документ требует, чтобы водитель постоянно контролировал дорожную ситуацию и, по словам Андерса Югенссона, ответственного за юридическую сторону проекта SARTRE, разные страны трактуют это требование по-разному. Либеральные Швеция и Испания подразумевают, что водитель должен быть готов в любой момент принять управление, а консервативные Германия и Россия убеждены, что человек обязан постоянно смотреть на дорогу и держаться за руль.

Так или иначе, согласно исследованиям, около половины водителей хотели бы приобрести машину с автопилотом. «Когда-то автомобиль считался символом свободы, - говорит президент Volvo Car Corporation Стефан Джейкоби, - теперь же свобода — это возможность всегда быть на связи. И по иронии судьбы сегодня именно автомобиль остается одним из немногих мест, в котором онлайн-свобода ограничена. Мы близки к тому, чтобы это исправить».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать