Автопроизводители приспособят дилерские сети под утилизационные пункты

У автопроизводителей осталось чуть больше недели, чтобы внести в правительство списки пунктов приема автомобилей на утилизацию. Компании в основном собираются использовать для этого дилерские сети
А. Махонин/ Ведомости

Списки пунктов, где можно будет сдать автомобиль на утилизацию, должны быть отправлены в Минпромторг до 31 октября. Автопроизводители, которые не сформируют такие пункты, должны будут платить утилизационный сбор (см.врез), напоминает заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов.

Пункты приема – одно из требований положения об утилизационном сборе на автомобили, вступившего в силу в России 1 сентября. В отличие от импортеров, которые уплачивают сбор деньгами, местные производители гарантируют безопасную утилизацию выпущенных здесь машин (в противном случае тоже платят сбор, как импортеры). Компаниям нужно иметь сеть точек по приему машин, утративших потребительские свойства, с охватом всех субъектов России, а также городов с населением свыше 500000 человек (в списке, опубликованном на сайте Минпромторга, таких 35). Расходы по приему и утилизации автохлама производители должны брать на себя, сказано в положении.

Отправить списки пунктов в ближайшие дни пообещали представители всех опрошенных «Ведомостями» автопроизводителей в России: «Камаза», «АвтоВАЗа», группы ГАЗ, «Соллерса», а также Renault, Toyota и Volkswagen.

В предварительном списке пунктов приема «Камаза» в основном дилеры (в апреле их насчитывалось около 140, по данным отчета компании), но в некоторых регионах пришлось искать партнеров, говорит представитель компании. Для утилизации компания может использовать мощности завода «Ремдизель» (контролируется «Камазом») и региональных сервисных центров, а также привлекать сторонние организации. У «АвтоВАЗа» в проекте списка пунктов приема – около 300 дилерских центров Lada, говорит директор по внешним связям компании Игорь Буренков. Утилизация автомобилей может осуществляться как на «АвтоВАЗе», так и на мощностях сторонних предприятий, добавляет он. В предварительном списке группы ГАЗ – около 100 пунктов на базе дилеров и производственных площадок, указывает представитель группы. «Формирование пунктов приема на базе дилерских центров позволит привлечь дополнительных клиентов», – считает он. По его словам, утилизировать автомобили группа рассчитывает с помощью партнеров – вопрос создания собственных мощностей пока только рассматривается. «Соллерс» также формирует сеть пунктов приема автомобилей на базе дилеров, а для утилизации будет привлекать сторонние организации и использовать собственные мощности в Ульяновске, рассказал представитель компании.

У Volkswagen пункты приема будут создаваться на базе партнерских организаций, охватывающих сразу несколько регионов, по той же схеме планируется организовать и утилизацию машин – создавать собственные мощности в России компания не планирует, добавляет представитель. У Toyota российских мощностей по утилизации тоже нет, но могут появиться: Toyota Tsusho (входит в группу) недавно заявила, что хочет построить в Подмосковье перерабатывающий завод, говорится на сайте правительства Московской области. Параметры предприятия не известны, их не смогли назвать и в представительстве Toyota Tsusho. Renault изучает различные возможности, в том числе в рамках альянса «АвтоВАЗа» и Renault-Nissan, сказал представитель компании.

Использовать площадки дилеров отечественных марок (часто расположенных в промзонах) в качестве пунктов приема автохлама правильно, больших дополнительных затрат для этого не потребуется, говорит директор отраслевого портала auto-dealer.ru Олег Дацкив. В дилерских центрах иномарок площади ограничены и они более дорогие, поэтому иностранным производителям логичнее привлекать сторонних парнеров, замечает он.

А вот для развития перерабатывающих заводов нужны стимулы, продолжает Дацкив. Утилизационный центр может быть прибыльным при загрузке 50000–100000 автомобилей в год, говорил ранее Рахманов. За счет поступлений от утилизационного сбора (см.врез) государство планирует помогать создавать такие объекты и финансово покрывать их неэффективность, пока они не выйдут на необходимую загрузку, пояснял он.

По расчетам руководителя автомобильной практики PricewaterhouseCoopers Стэнли Рута, в развитие утилизационной инфраструктуры в России нужно вложить не менее $2 млрд. По его оценке, в ближайшие 10 лет в России из эксплуатации будет выбывать в среднем 3 млн автомобилей в год; чтобы их переработать, потребуется около 30 шредерных заводов (строительство каждого может обойтись в $60 млн). Сейчас в стране шесть таких заводов, но они недозагружены, говорил президент Ассоциации рециклинга отходов Михаил Малков.

Нужно разработать меры, стимулирующие людей сдавать автомобили в утилизацию, советует Дацкив. Такие меры разрабатываются, сообщил Рахманов.