Ford закроет три завода и сократит 13% персонала в Европе

Компания собирается экономить на сокращении производства по $500 млн в год, ожидая, что только в 2015 г. европейский рынок начнет восстанавливаться
Simon Dawson/ Bloomberg

Ford Motor собирается сократить операционные убытки в Европе, закрыв три завода, сократив 13% сотрудников и 18% производственных мощностей в регионе, пишет The Wall Street Journal. Реструктуризация должна вернуть убыточные европейские операции Ford к прибыльности к середине десятилетия даже на фоне резкого падения продаж новых автомобилей по всей Европе, которое, как ожидается, не прекратится в ближайшее время. Действия компании сократят операционные расходы на $500 млн в ближайшие два года. В этом году автопроизводитель прогнозирует убытки на европейских операциях в $1,5 млрд (1,2 млрд евро) и аналогичные потери в 2013 г.

В Великобритании будут закрыты завод в Саутгемптоне (выпустил в прошлом году 28 000 фургонов Transit) и штамповочное и инструментальное производство в Дагенхеме. В Бельгии закроется крупный сборочный завод в Генке, выпустивший в 2011 г. 178 000 автомобилей моделей Mondeo, S-Max и Galaxy. На трех заводах будут уволены 5700 постоянных и контрактных рабочих, еще 500 служащих по всей Европе, как ожидается, получат предложения о размере выходного пособия к концу года.

"Это шокирующие новости для рабочих из Дагенхема и Саутгемптона и для промышленности Великобритании", - сказал представитель профсоюза GMB Джастин Боуден. Новость пришла одновременно с последними статданными, которые показывают, что экономика Великобритании в III квартале вышла из рецессии.

Предприятия должны быть остановлены летом 2013 г., после чего в Великобритании останутся только производство двигателей - дизелей в Дагенхеме и бензиновых в Бридженде - и коробок передач на СП с Getrag в Халевуде. Гендиректор европейского отделения Ford Стивен Оделл заявил, что компания инвестирует 1,5 млрд фунтов стерлингов ($2,41 млрд) в завод двигателей Дагенхеме для выпуска нового поколения дизелей. Оделл сказал, что компания начала четыре-шесть месяцев назад консультации с работниками завода в Генке о закрытии предприятия. Завод, по его словам, функционирует на самом низком уровне в сравнении с остальными сборочными предприятиями Ford в Европе.

Параллельно с сокращением расходов компания выводит на европейский рынок новые продукты, в том числе несколько новых коммерческих фургонов, два внедорожника и, впервые для региона, спортивный Mustang, отмечает WSJ.

Программа реструктуризации Ford является наиболее радикальным из аналогичных планов всех европейских автопроизводителей, которые страдают от хронического избытка производственных мощностей, усугубляемого спадом продаж. Авторынок региона упал до самого низкого уровня с начала 1990-х гг.

Европейский план Ford стал попыткой соответствовать успехам последних лет в модернизации бизнеса компании в США. Под руководством гендиректора Алана Малалли, Ford занял $23,5 млрд для глубокой реструктуризации в США. Ford сократил 30% своих работников, уменьшил на четверть производственные мощности и добился уступок от профсоюзов США, в том числе более низких ставок заработной платы для работников начального уровня. Американский план Малалли включал крупные инвестиции в новые продукты и обещания профсоюзам, что, если они согласятся на уступки, компания реинвестирует в некоторых заводы. Обещания были соблюдены. Прибыли в Северной Америке с избытком компенсируют потери в Европе и Азии. Операции компании в Южной Америке безубыточны.

"Мы просто пытаемся соответствовать реалиям замедления роста в Западной Европе, - считает Малалли. - Наши действия абсолютно подходят для текущей реальности".

Финансовый директор Ford Боб Шанкс считает, что реструктуризации в Европе будет сложней и займет больше времени из-за того что надо договариваться с несколькими профсоюзами и учитывать специфику нескольких государств. По прогнозу Ford европейские продажи автомобилей составят около 14 млн штук в 2012 и 2013 гг., затем к 2015 г. возрастут до 15 млн. При таком скромном уровне рынка - несколько миллионов ниже, чем Европа покупала пять лет назад - Ford рассчитывает быть прибыльным. Компания объявила, что европейские убытки компании в 2013 г. составят около $1,5 млрд, примерно как в текущем, в основном из-за расходов на реструктуризацию. Несмотря на потери в Европе, компания ожидает высокой прибыли до вычета налогов и операционных расходов за III квартал и за год.

General Motors (GM), как ожидается, объявит на следующей неделе подробную информацию о реструктуризации своего убыточного подразделения Opel. Вице-президент GM Стивен Гирски собирается сократить управленческий персонал и контрактных рабочих, а также закрыть старый завод в Бохуме (Германия). На предприятии работают около 3100 рабочих. Компания не планирует производить на нем новые машины после снятия в 2016 г. с производства минивэна Zafira. Закрытие завода может сэкономить GM около $ 2 млрд. Opel также рассчитывает расширить программы выплат отступных для трех других заводов, чтобы стимулировать сокращение персонала.