Автопроизводители готовятся к приему автохлама

В отличие от импортеров, которые уплачивают сбор деньгами, местные производители должны создать сеть пунктов приема и обеспечить утилизацию машин
А.Махонин

Компании, взявшие на себя гарантии по безопасной утилизации производимых в России автомобилей, выполнили условия российских властей и прислали до 31 октября в Минпромторг списки пунктов приема машин, рассказал «Ведомостям» заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов (точное количество приславших он не уточнил). Это подтвердили опрошенные «Ведомостями» автопроизводители. В основном, пункты организованы на мощностях дилеров.

Пункты приема - одно из требований положения об утилизационном сборе на автомобили, вступившего в силу в России 1 сентября 2012 г. В отличие от импортеров, которые уплачивают сбор деньгами, местные производители гарантируют безопасную утилизацию выпущенных здесь машин (в противном случае платят сбор, как импортеры). Компаниям нужно иметь сеть точек по приему машин, утративших потребительские свойства, с охватом всех субъектов России, а также городов с населением свыше 500 000 человек. Расходы по приему и утилизации автохлама производители должны брать на себя, сказано в положении.

Как выяснилось, больше всего пунктов в списке «АвтоВАЗа» - 266 шт. Они созданы на базе дилеров Lada, участвовавших в госпрограмме утилизации 2010-2011 гг., пояснил представитель компании. Каждый такой пункт имеет площадку для временного хранения подлежащих утилизации транспортных средств, добавил он. По его словам, дополнительных расходов для создания пунктов приема не требуется. Затраты на их функционирование будут компенсироваться как «АвтоВАЗом», так и компаниями, которые изъявили желание пользоваться их услугами, добавил представитель. Речь идет о предприятиях, выпускающих автомобили Lada и другие транспортные средства на их базе, – это Ижевский автозавод, «Чеченавто», «Супер-Авто», «ВИС-Авто», «Бронто» и «Джи Эм – АвтоВАЗ».

Около 200 пунктов приема — в списке Ford Sollers, рассказал представитель СП: они созданы на базе дилеров и партнеров, имеющих лицензию на утилизацию (в регионах, где у компании нет дилеров). Представитель Renault (в списке компании — около 120 точек) сообщил, что пункты приема автомобилей созданы только на базе дилеров — Renault и партнеров по альянсу в России: Nissan и «АвтоВАЗа». У «Камаза» - 115 пунктов на базе дилеров и сервисно-технических центров и привлеченных организаций-утилизаторов, поясняет представитель предприятия. У группы «ГАЗ» - около 100 пунктов, главным образом на базе дилеров. У Toyota — 86 пунктов, большая часть - на мощностях дилеров. У Volkswagen пункты (около 90 шт.) приема созданы на базе партнерских организаций, дилеров группы там нет.

Пункты приема — только первый этап: сейчас разрабатывается проект постановления правительства, в котором прописывается, каким образом будет поддерживаться развитие в России системы утилизации автомобилей, как будет происходить процесс гарантированной утилизации. По расчетам руководителя автомобильной практики PricewaterhouseCoopers Стэнли Рута, в развитие российской утилизационной инфраструктуры нужно вложить не менее $2 млрд. За счет поступлений от утилизационного сбора (ежегодные поступления, исходя из данных сентября-октября, могут составлять около 30 млрд руб.) государство планирует помогать создавать такие объекты и финансово покрывать их неэффективность, пока они не выйдут на необходимую загрузку (утилизационный центр рентабелен при нагрузке 50 000—100 000 машин в год, по оценке Рахманова). Также разрабатываются стимулирующие меры, в том числе для владельцев автомобилей.

Организовывать пункты на базе дилеров экономически целесообразно для отечественных марок (поскольку их автоцентры зачастую расположены в недорогих районах городов), для дилеров иномарок это ощутимо дороже, говорит директор отраслевого портала auto-dealer.ru Олег Дацкив. То, что иностранные компании в своих списках все же указали дилеров, - это, скорее всего, превентивная мера, чтобы уложиться в сжатые сроки, определенные российскими властями, думает он. В дальнейшем иностранные производители могут пересмотреть структуру пунктов приема, прогнозирует Дацкив.