"Яндекс" оценил оборот вторичного авторынка России в 2,3 трлн руб.

Компания исследовала рынок на основе размещенных в интернете объявлений о продаже; чем автомобиль дороже, тем вероятнее он окажется черного цвета, обнаружили аналитики
А.Махонин/ Ведомости

"Яндекс" провел исследование российского рынка подержанных автомобилей на основе объявлений о продаже, размещенных в интернете. В ресурсе "Яндекс.Авто", который ищет объявления на 300 автомобильных сайтах, на конец сентября находилось около 800 000 объявлений о продаже (объявления о продаже одного и того же автомобиля, размещенные на нескольких сайтах, учитывались как одно предложение). Исходя из среднего срока размещения объявления - два месяца - и общей стоимости заявленных к продаже машин - 390 млрд руб. - аналитики интернет-компании оценили годовой оборот рынка в 2,3 трлн руб.

Распределение автомобилей по маркам, цене, возрасту и прочим характеристикам зависит от географии. Например, в приграничных регионах — Калининграде, на Дальнем Востоке и в Санкт-Петербурге – продается больше иномарок, чем в среднем по России. В этих же регионах выше доля машин с автоматической коробкой передач или дизельным двигателем, так как среди отечественных машин таких почти нет. Рядом с автозаводами отечественных производителей выше доля российских марок, машины младше, а объем двигателя меньше. Влияет на рынок и уровень жизни в регионе: чем он выше, тем больше продается почти новых машин и автомобилей с большим объемом двигателя.

В большинстве регионов России по количеству предложений лидируют подержанные автомобили «АвтоВАЗа» (марка Lada). Исключения — Новосибирск и Красноярск, где на первом месте Toyota (22% и 21% против 12% и 17% у Lada соответственно), а также Владивосток и Калининград, где модели «АвтоВАЗа» стоят на 13-м и 18-м местах.

В целом по России большая доля на российском рынке принадлежит автомобилям иностранных марок, часть из которых может быть отечественной сборки. Подержанных отечественных машин на рынке в среднем около 29%. В больших городах с высоким уровнем жизни, например в Москве и Петербурге, доля отечественных машин менее 20%, рядом с границей - в Калининграде и на Дальнем Востоке — всего 1%. Более 88% выставленных на продажу российских машин — это различные вазовские модели.

Самой массовой моделью отечественной марки на вторичном рынке "Яндекс" называет "девятку" Lada/ВАЗ 2109 (3,2% от всех объявлений), за ней идут Lada 2110 (2,9%), Lada 2107 (2,5%), Lada 2114 (2,4%) и Lada Priora (1,9%). Среди иномарок больше всего на вторичном рынке Ford Focus (2,3%), затем идут Volkswagen Passat (1,6%), Opel Astra (1,3%), Mitsubishi Lancer (1,3%) и Toyota Corolla (1,2%).

Аналитическое агентство «Автостат» приводило ранее другие данные о самых популярных моделях российского вторичного рынка (агентство учитывает не объявления, а сами продажи). Так, в сентябре 2012 г. доля марки Lada на вторичном рынке была чуть более 35%. Лидером модельного рейтинга была вазовская «семерка» Lada 2107, на втором месте - «деcятка» Lada 110. Среди иностранных производителей лидер среди марок Toyota (доля 12% рынка «секонд-хенда»). В модельном ряду подержанных иномарок лидер - Toyota Corolla, на втором месте - Ford Focus, на третьем Volkswagen Passat. В топ-10 подержанных иномарок, по данным «Автостата», попали Daewoo Nexia, Mitsubishi Lancer, Toyota Camry, Hyundai Accent, Chevrolet Niva и Renault Logan.

Исследование "Яндекса" показывает, что больше всего машин с автоматической коробкой передач продается на Дальнем Востоке, в Сибири и Москве, а самая высокая доля авто с дизельным двигателем — в Калининграде (треть всех машин) и Владивостоке (18%). Подержанные автомобили с гибридным двигателем в России встречаются так же редко, как и новые — в среднем их не больше 0,2-0,3%.

Самый распространенный тип кузова во всех исследованных регионах — это седан (45% автомобилей), второе место в большинстве регионов принадлежит хэтчбеку (25%). Но во Владивостоке, Новосибирске и Красноярске значительно больше, чем в других регионах, вседорожников, кроссоверов, универсалов и минивэнов, в Калининграде — купе и пикапов, в Петербурге — фургонов, в Москве — кабриолетов. Машины с правым расположением руля составляют заметную долю рынка в Приморском крае, Новосибирской, Красноярской, Свердловской, Омской и Челябинской областях.

Больше всего на вторичном рынке четырех-пятилетних машин - более четверти всех объявлений о продаже. Более новых машин, возрастом до двух лет, на вторичной рынке менее 5%. Объявлений о продаже автомобилей старше десяти лет больше всего в регионах с большой долей иномарок — в Дальневосточном федеральном округе (53% от всех предложений) и в Калининградской области (56%). Меньше всего старых машин продают в Центральном и Приволжском федеральных округах (по 26%).

Самая массовая ценовая категория на российском вторичном авторынке - почти 20% – от 100 до 200 000 руб., это в основном подержанные вазовские модели. Самая массовая среди них Lada/ВАЗ-2110. Из иномарок - Daewoo — Nexia и Matiz. В категории 200 000-300 000 руб. больше всего продают Lada Priora, в 300 000-400 000 руб. – Chevrolet Niva, 400 000-500 000 руб. – Ford Focus.

Самые дешевые машины на рынке - «Москвичи», ВАЗ-2101 и ВАЗ-2106, за которые просят несколько тысяч рублей. Самые дорогие — Lamborghini, Bentley и Rolls-Royce последних моделей, цена на них может превышать 20 млн руб.

Самая высокая доля дорогих машин продается в Москве. Далее идут Новосибирск, Петербург и Краснодар. Цены на одни и те же модели одинакового возраста в разных регионах могут различаться, хотя и несильно, отмечают аналитики: средний разброс цен на популярные модели - от 10 до 15%. Самые низкие цены на подержанные автомобили — в Самаре, Москве и Петербурге. Самые высокие — в Красноярске, Омске и Новосибирске. Например, вазовскую «семерку» дешевле всего продают в Москве, Петербурге и Татарстане, Volkswagen Passat – в Нижегородской, Пермской и Самарской областях, Ford Focus — в Москве, Татарстане и Самарской области. По доле предложений дешевого ценового сегмента на рынке лидируют Самара и Волгоград. Самая высокая доля дорогих машин — в Москве, Новосибирске и Петербурге.

Существенное влияние на степень снижения цены оказывает не только возраст, но и сама машина. Разные модели дешевеют с разной скоростью, говорят авторы исследования. Общее правило: чем больше стоит новый автомобиль, тем быстрее он теряет в цене с возрастом. Например, пятилетняя малолитражка Daewoo Matiz стоит лишь на 29% дешевле новой, в то время как пятилетняя BMW X5 теряет уже 60% своей цены. И если новая BMW X5 стоит примерно в 16 раз дороже, чем новый Daewoo Matiz, то для тех же моделей, но уже пятилетнего возраста разница составляет 9 раз.

Интересную закономерность отметили аналитики "Яндекса" при сопоставлении стоимости и цвета машин: чем автомобиль дороже, тем вероятнее он окажется черного цвета. Среди дорогих машин больше черных, чем среди дешевых. Более 85% самых дорогих автомобилей (от 2 млн руб.) окрашены в ахроматические цвета — черный, белый или серый. Цвета радуги, наоборот, чаще встречаются среди самых дешевых машин.