Иностранные производители увеличивают экспорт своих автомобилей из России

В структуре российского автомобильного экспорта доля собранных в стране иномарок выросла в 1,5 раза, превысив 40%
Иностранные производители увеличивают экспорт своих автомобилей из России/ А. Махонин/ Ведомости

В январе – ноябре 2012 г. экспорт автомобилей из России сократился на 10% до 51300 шт. (без учета поставок в страны Таможенного союза – Казахстан и Белоруссию), отмечается в исследовании «АСМ-холдинга». При этом значительно выросла доля экспорта «российских иномарок» – с 26,1 до 41,3%. Крупнейшие экспортеры из числа международных автопроизводителей – «Хендэ мотор мануфактуринг рус» (13500 шт., рост в 1,8 раза), «Фольксваген груп рус» (4100 автомобилей, рост в 1,4 раза) и «Автофрамос» (2600 машин, снижение на 22,9%). Для сравнения: крупнейший экспортер российских автомобилей – «АвтоВАЗ» за 11 месяцев отправил за рубеж без учета стран Таможенного союза около 28900 автомобилей, примерно на четверть меньше, чем в том же периоде 2011 г.

В исследовании использована таможенная статистика, а ФТС не учитывает Казахстан и Белоруссию из-за режима беспошлинного ввоза. Между тем на страны Таможенного союза приходится значительный объем внешних поставок автозаводов, расположенных в России. Например, за 11 месяцев прошлого года туда было ввезено более 35000 автомобилей Lada (рост в 3,5 раза), по данным исследования «АСМ-холдинга». Но общей картины это не меняет – Казахстан и Белоруссия интересны и зарубежным автоконцернам, отмечает начальник аналитического центра «АСМ-холдинга» Василий Сеин: по его оценке, в январе – ноябре 2012 г. доля «российских иномарок» в общем экспорте автомобилей составила также около 40%, за 11 месяцев 2011 г. – примерно 25%.

Российский рынок для автомобилей Hyundai, выпускаемых на заводе «Хендэ мотор мануфактуринг рус» в Санкт-Петербурге, приоритетный, поэтому в 2013 г. объем их экспорта планируется сохранить на уровне 2012 г. – около 12000 шт., включая страны Таможенного союза, говорит представитель Hyundai Motor CIS. Общий объем экспорта завода может вырасти на 5% до 22000 шт., полагает он (помимо Hyundai предприятие выпускает и автомобили Kiа. – «Ведомости»). По той же причине не планирует существенного роста экспорта произведенных в России автомобилей и VW, говорит его представитель (компания производит автомобили на собственном заводе в Калуге, а также на мощностях ГАЗа в Нижнем Новгороде по контрактной схеме). На российский рынок ориентирован и московский «Автофрамос», отмечает представитель Renault. Компания не намерена сокращать экспорт продукции, выпущенной в России, он может даже увеличиться – за счет планируемого использования мощностей «АвтоВАЗа» и «Ижавто», говорит собеседник «Ведомостей». Выпуск автомобилей Renault в Тольятти начнется во второй половине 2013 г., на «Ижавто» – в 2014 г., но какие это будут модели, компания не раскрывает. Источники «Ведомостей» ранее говорили, что в 2013 г. на «АвтоВАЗе» стартует выпуск нового Logan.

По итогам 2012 г. экспорт автомобилей Lada с учетом стран Таможенного союза увеличился на 26% до 70580 шт., сообщал «АвтоВАЗ». По предварительной оценке, завод произвел около 700000 машин и машинокомплектов (в 2011 г. – около 720000), говорил его представитель. «Камаз» сообщил, что в 2012 г. отправил на экспорт (в том числе в страны Таможенного союза) более 6400 грузовиков при общем объеме производства 51355 машин и машинокомплектов. В 2011 г. на внешних рынках предприятием было реализовано 6166 грузовиков, следует из годового отчета «Камаза». Автопроизводители экспортируют автомобили в основном в страны СНГ, крупнейшие внешние рынки – Казахстан и Украина. «Экспорт в страны дальнего зарубежья становится доходным при курсе 36 руб./$, – пояснял в декабре в интервью «Ведомостям» гендиректор «Камаза» Сергей Когогин. – Сегодня во многие страны мы экспортируем машины лишь для того, чтобы сохранить присутствие на рынке».

Доля «российских иномарок» в экспорте будет расти и дальше, прогнозирует исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Иностранные автоконцерны, подписавшие соглашения о работе в режиме промсборки, расширяют мощности своих заводов в России, напоминает он. При этом местный рынок в 2013 г. скорее всего прекратит свой рост; в такой ситуации сбыту помогут соседние страны, прежде всего СНГ, думает Удалов.