Российский авторынок установил новый рекорд

Российский авторынок превзошел докризисные показатели по числу проданных новых машин – на 1%. А по ценам – почти на 20%

За 2012 г. в России было продано 2,935 млн новых легковых и коммерческих автомобилей, что на 10,6% выше продаж 2011 г., заявил председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер. Результат года немного превысил прогноз АЕБ по годовым продажам, составлявший 2,9 млн единиц. Впервые, порадовался Шрайбер, прогноз оказался столь близок к реальности. К концу года рост рынка сошел на нет: если в первые месяцы он превышал 20%, то по итогам декабря продажи новых автомобилей выросли всего на 1% до 253000 единиц, отмечает АЕБ.

Тем не менее рынок все же установил новый рекорд, превзойдя показатели 2008 г., когда было продано 2,918 млн новых легковых и коммерческих автомобилей. В количественном выражении превышение над докризисными показателями составило только 0,6%, но в денежном выражении рынок даже в дорожающих долларах вырос на 19%. По оценке Ernst & Young, в 2012 г. в России было продано новых пассажирских и легких коммерческих автомобилей на $74,9 млрд против $63 млрд в 2008 г. Так как пять лет назад среднегодовой курс доллара составлял около 25 руб., а в 2012 г. – около 31 руб., в национальной валюте рынок вырос почти на 46% – до 2,3 млрд руб., следует из расчетов Ernst & Young.

Средняя стоимость продаваемого автомобиля в последние четыре-пять лет ежегодно увеличивалась минимум на 5%, говорит главный управляющий директор розничного подразделения «Рольф» Татьяна Луковецкая. Причин несколько: повышение цен на автомобили из-за инфляции и вывода на рынок новых поколений, более совершенных технически, а также желание покупателей повысить класс, перейдя на более дорогие комплектации или марки машин. В последние годы на рынке заметно растет доля кроссоверов, эта тенденция сохранится и в будущем, считает Шрайбер. По итогам 2012 г. доля компактных кроссоверов выросла на 4 процентных пункта – до 22%.

В 2012 г. падения цен на новые автомобили после вступления России в ВТО не произошло, констатировал Шрайбер: снижение пошлин на новые автомобили с 30 до 25% было компенсировано введением утилизационного сбора. В некоторых случаях он привел к росту стоимости импортных автомобилей – прежде всего недорогих малолитражек. (Минимальный размер сбора для нового легкового автомобиля с объемом двигателя до 2 л составит 26800 руб.) Так, например, минимальная цена модели Chevrolet Aveo после введения сбора была повышена на 7% до 416000 руб. В среднем же повышение цен на импортные малолитражки составило 200–300 евро – в пределах нескольких процентов от их стоимости, подсчитал директор по маркетингу СП Ford Sollers Валерий Тараканов.

Так как ценовая политика автоконцернов зависит от ситуации на рынке, а во второй половине года ажиотажного спроса на машины в России не было, производители предпочли сдерживать цены, отмечает гендиректор «Рольф импорта» Андрей Панков. Большинство производителей решаются только на инфляционное повышение цен, соглашается Андрей Павлович, гендиректор холдинга «Авилон автомобильная группа».

Hyundai планирует коррекцию цен в пределах 1–2% по импорту и на 1,5–2% по пользующейся большим спросом модели Solaris, поскольку в 2012 г. компания цены не повышала, сообщил управляющий директор «Хендэ мотор СНГ» Денис Петрунин.

Но потребители все же дождались снижения цен на машины, учитывая, что производители и дилеры сейчас активно распродают склады и скидки на отдельные модели доходят до 10–12%, отмечает Тараканов.

Скорее всего распродажа складов продолжится до конца I квартала, сообщили «Ведомостям» вчера представители крупнейших автоконцернов.

По мнению большинства автопроизводителей, 2013 г. будет непростым для автомобильного рынка, заявил вчера Шрайбер. Пессимистичный прогноз продаж АЕБ на 2013 г. – 2,8 млн автомобилей, оптимистичный – 3,1 млн, но наиболее вероятен средний вариант – на уровне 2012 г.: около 2,95 млн автомобилей, сказал Шрайбер. «Мы видим замедление спроса на потребительском рынке в целом. Некоторым потребителям эта ситуация напоминает кризис 2008 г., поэтому присутствует некая осторожность в том, чтобы тратить деньги», – считает он.