США отстали от России по потерям на автомобильные заторы

В 2011 г. потери экономики США из-за пробок составили $121 млрд, посчитали американские исследователи из Института транспорта Техаса; российский Минтранс оценивает ущерб от пробок в 4,5–5,3 трлн. рублей в год ($150,4-177,1 млрд) или 7-9% ВВП
А.Махонин/ Ведомости

В среднем автомобилист из-за пробок тратит на дорогу примерно в 2 раза больше времени, выяснили в IBM, то есть как будто он проезжает двойную дистанцию. «Фрустрация водителей с каждым годом растет», - указывают исследователи. Один из последних рекордов России - трехдневная пробка на трассе М-10 «Россия» в декабре 2012 г., которая обошлась не менее $100 млн, оценил руководитель Центра стратегических исследований компании «Росгосстрах» Алексей Зубец.

В 2011 г. потери экономики США из-за пробок составили $121 млрд с учетом лишних затрат на топливо и потерянного времени (5,5 млрд часов), $818 - на каждого жителя, регулярно пользующегося транспортом (данные Urban Mobility Report). В десятке наихудших городов по транспортной ситуации - Вашингтон, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Бостон, Хьюстон, Атланта, Чикаго, Филадельфия и Сиэтл.

Пробки в Великобритании обходятся стране дешевле - 4,3 млрд фунтов ($6,75 млрд). Среднее домохозяйство теряет по 491 фунтов ($771) на каждую машину, а в Лондоне - по 1003 фунтов ($1575). В 2012 г. потерянное время британцев оценено в 2,7 млрд фунтов ($4,24 млрд), к 2025 г. оно вырастет до 24 млрд фунтов ($37,7 млрд) (данные INRIX и Centre for Economics and Business Research).

У России потери выше, чем у США. По данным Минтранса, ущерб от пробок на дорогах оценивается в 4,5–5,3 трлн. рублей в год ($150,4-177,1 млрд), или 7-9% ВВП. Парк автомобилей в России растет несоразмерно дорожной сети: за 10 лет число эксплуатируемых автотранспортных средств выросло в 1,7 раза, километраж дорог - лишь на 10%, объясняет проблему пробок Минтранс. Но обеспеченность автомобилями в России соответствует уровню европейских стран 30-летней давности: машину имеет только каждый четвертый россиянин. Автопарк в России - 37 млн автомобилей против 300 млн в США и 40 млн в Великобритании (данные «Автостат», Autodata и Driver Vehicle Licensing Agency).

Москва находится «в красной зоне» исследования транспортных проблем IBM Commuter Pain Survey. Ситуация плохая, но лучше, чем в Мехико, Шэньчжене, Пекине, Найроби, Йоханнесбурге, Бангалоре и Нью-Дели. В «зеленой зоне», где ситуация считается благоприятной. - Монреаль, Лондон, Чикаго, Стокгольм и Торонто.

Ситуация будет ухудшаться, говорится в Urban Mobility Report, потери от пробок вырастут в 1,6 раза к 2020 г. «Проблема заторов решается недостаточно агрессивно», - считают эксперты. Муниципальные власти не всесильны в решении транспортных проблем, необходимы совместные усилия бизнеса и граждан, считают авторы. Нужна постоянная модернизация дорог с учетом динамики изменения транспортных потоков - строительство дополнительных развязок, полос съезда, организация дополнительных регулярных автобусных и железнодорожных маршрутов. «Но наилучшего универсального решения транспортной проблемы не существует, каждый город должен определить собственную политику и разработать программы с учетом специфики», - уверены они.

Российский Минтранс намерен бороться с пробками с помощью внедрения интеллектуальных транспортных систем «с использованием современных инфотелекоммуникационных технологий и глобальной навигационной системы ГЛОНАСС», говорится в Транспортной стратегии России до 2030 г. Чиновники предлагают перейти к превентивному управлению спросом при помощи предоставления информации, позволяющей выбирать виды транспорта и маршрут. Снизить проблему заторов также поможет оптимизация скоростного режима, вынос всех видов транзитного и грузового движения за пределы городов и внедрение новых противогололедных материалов, пишет Минтранс.

Для решения проблем Москвы федеральное правительство намерено выделить дополнительные деньги на расширение выездов из города и ускорение строительства новой кольцевой дороги. Объемы дорожного строительства в Москве должны с 2014 г. удвоиться до 140 км дорожного полотна, обещал столичный мэр Сергей Собянин. Расходы федерального бюджета на развитие московского транспортного узла составили 121 млрд руб. ($4 млрд) в 2012 г., в 2013-2015 гг. запланировано 268 млрд руб. ($8,96 млрд).