Экспорт автомобилей из России растет быстрее импорта

Ввоз в страну легковушек в 2012 г. вырос только на 9,4%, а поставки за рубеж - на 77,4%, правда, объемы несопоставимы
А. Махонин/ Ведомости

В 2012 г.в Россию было импортировано 1,076 млн легковых автомобилей (рост на 9,4%) на общую сумму $20,2 млрд и 120 000 грузовых автомобилей (плюс 20,4%) на $3,7 млрд, большая часть - из стран дальнего зарубежья: 967 200 и 114 700 машин соответственно.

Импорт вырос, в том числе, перед введением утилизационного сбора в России, комментирует исполнительный директор "Автостата" Сергей Удалов. Сбор начал взыматься с 1 сентября 2012 г. - базовая ставка на легковые автомобили составляет 20 000 руб., на грузовые автомобили и автобусы - 150 000 руб. (российские автопроизводители его не выплачивают, взяв обязательства по утилизации выпускаемых машин). Ежемесячные поступления от утилизационного сбора составляют 3,5-4 млрд руб., говорил ранее заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов.

Между тем доля импортированных легковых иномарок на российском рынке сокращается, следует из данных "АСМ-холдинга". В 2012 г. она снизилась с 35,4% до 34,1% при росте общих продаж легковых автомобилей в России на 10,2% до 2,88 млн шт. На рынке снижается и доля отечественных марок - с 24,2% до 21,3%. А вот доля иномарок, произведенных на заводах в России, неуклонно растет. В 2011 г. она составляла 40,1%, а в 2012 г. - 44,2%. Такая тенденция будет сохраняться и дальше, уверен Удалов: крупнейшие зарубежные автоконцерны, подписавшие соглашения о работе в режиме промсборки, увеличивают объемы производства в России на фоне роста спроса в стране на более комфортабельные автомобили.

Доля импортированных грузовых автомобилей (включая грузовые LCV) на российском рынке в прошлом году, напротив, увеличилась - с 44,3% до 46,8%, по данным "АСМ-холдинга". Доля отечественных машин сократилась с 49,2% до 45,2%. Весь рынок вырос на 9,5% - до 359 920 шт.

Отечественные производители грузовиков в основном работают в секторе бюджетных автомобилей, а там во втором полугодии обострилась конкуренция с импортом из Китая, напоминает аналитик "ВТБ капитала" Владимир Беспалов. К тому же спрос на рынке грузовых автомобилей постепенно смещается в средний и высокий ценовой сегменты, добавляет он.

Экспорт легковых автомобилей в 2012 г., по данным ФТС, вырос на 77,4% до 113 000 шт. и составил в денежном выражении почти $1 млрд. В основном машины отправлялись в страны СНГ (108 500 шт.). Аналогичная ситуация наблюдалась и в экспорте грузовых автомобилей: из 18 800 машин, отправленных за рубеж (на сумму $512,7 млн), 17 000 шт. были поставлены в страны СНГ. Экспорт увеличился на 55,4%.

Большая часть экспорта легковых автомобилей по-прежнему приходится на отечественных производителей. Зарубежные поставки Lada в 2012 г. увеличились на 26% до 70 580 шт., по данным "АвтоВАЗа". Продажи крупнейшего российского автопроизводителя на местном рынке, напротив, снизились на 7% до 537 625 шт., по данным АЕБ. Весь рынок вырос на 11% - до 2,9 млн шт. Сокращение продаж Lada было связано с окончанием госпрограммы утилизации автомобилей, модернизацией конвейера и обновлением модельного ряда "АвтоВАЗа", пояснял ранее его представитель.

Экспорт автомобилей "Камаз" в 2012 г. увеличился на 4% - до 6400 шт. Гендиректор предприятия Сергей Когогин в интервью "Ведомостям" в декабре 2012 г. пояснял, что экспорт в страны дальнего зарубежья выгоден при курсе 36 руб. за доллар. "Сегодня во многие страны мы экспортируем машины лишь для того, чтобы сохранить присутствие на рынке", - отмечал он.