BMW начнет производство электромобиля с карбоновым кузовом осенью 2013 г.

Серийное производство кузовов из углепластика на заводе в Лейпциге произведет "революцию в автомобилестроении", пообещала компания
BMW Group

Немецкая BMW начнет осенью 2013 г. серийное производство электромобиля i3 на заводе в Лейпциге. Продажи в Европе начнутся в конце 2013 г., подтвердил член совета директоров BMW AG, отвечающий за производство, Харальд Крюгер. Наиболее важными рынками для i3 он назвал Бельгию, Германию, Францию, Нидерланды, Швейцарию, Великобританию, США, Канаду, Китай и Японию. Порядок запуска на рынки, объемы производства и цены не раскрываются.

Автомобиль будет поставляться в Россию, сообщил «Ведомостям» представитель «БМВ русланд трейдинг». Продажи начнутся вскоре после европейских, планируемые объемы и цены не раскрываются. Электромобили будут продаваться в двух дилерских центрах в Москве и Санкт-Петербурге.

В новую серию i войдут автомобили с электрическим приводом, сообщала компания. Пока объявлено, что это будут хетчбэк i3 и гибридное купе i8, которое начнет производиться в начале 2014 г. Концептуальные варианты электромобилей демонстрировались на нескольких международных автосалонах. Хетчбэк i3 ориентирован на частных клиентов, корпоративные автопарки и структуры кар-шеринга. «Для нас, как автомобильной компании, технологические и социальные изменения предлагают огромные возможности по привлечению новых клиентов и выхода в новые сферы бизнеса», - сказал Крюгер. BMW будет предлагать полный спектр продуктов и услуг, позволяющих клиентам ежедневно пользоваться электромобилями, в том числе обеспечивая доступ к общественной зарядной инфраструктуре. Компания предложит владельцам удобные решения для их повседневного использования - зарядные станции, подменные автомобили при поездках между мегаполисами, экстренный сервис на дороге, включая мобильную подзарядку батарей.

Электромобиль i3 структурно состоит из пассажирской кабины, сделанной из армированного углеволокном пластика (carbon fibre-reinforced plastic, CFRP), и алюминиевого шасси. Кабина и шасси не окрашиваются. Четыре боковые двери без центральной стойки (задние двери открываются против хода только после открывания передних) имеют алюминиевые каркасы. Внешние кузовные панели из окрашенного полипропилена крепятся к кабине и каркасам дверей. Электромотор расположен сзади и приводит задние колеса. Батарея в алюминиевом корпусе находится под полом пассажирской кабины.

Кузов автомобиля изготавливается по совершенно новой технологии из объемных деталей из углепластика, которые соединяются методом склеивания на полностью роботизированных линиях. В силовую структуру кузова интегрируются крепежные детали из стали, алюминиевые усилители и пластиковые вставки различного назначения. Детали кузова из CFRP изготавливаются поточным методом по собственной технологии BMW формованием под давлением из плоских заготовок, нарезанных из углеродной ткани. Время изготовления деталей из углепластика по новой технологии сокращено до нескольких минут вместо нескольких часов выпечки в автоклаве, отметили в компании. «Мы произведем революцию в производстве автомобилей», - пообещал Крюгер. Углеродное волокно пока относительно дорого, признают в компании, но за 10 лет работы над технологией BMW удалось достичь существенного прогресса. Технологии отрабатывались при изготовлении углепластиковых крыш для спортивной модели M3, в результате удалось снизить себестоимость производства деталей из карбона на 50%.

Для изготовления кузова используется треть деталей от количества, обычного для изготовления стального кузова (130 вместо 300 для кузова 3-series), что дает выигрыш при массовом производстве, например, площадь кузовного производства сокращается вдвое. Также при производстве происходит экономия на сварке кузова, антикоррозийной защите и окрасочном производстве. Внешние кузовные панели i3 поставляются уже окрашенными прямо на сборочный конвейер. Такая схема производства сокращает на автозаводе цех окраски. В целом при производстве i-серии используется на 50% меньше энергии и на 70% меньше воды.

Материалы из углеродного волокна открывают совершенно новые возможности для дизайна, отмечают в компании. Углепластик весит вдвое меньше стали и на треть легче алюминия. Кузов машины получается на 250-350 кг легче, чем для электромобиля аналогичных размеров, что позволяет использовать белее легкие батареи меньшей емкости.

Шасси i3 изготавливается независимо от кузова. Передняя и задняя подвески - независимые. Батарея емкостью 22 кВт ч весом около 230 кг находится внутри алюминиевой рамы под полом пассажирской кабины. Элементы для аккумулятора производятся южнокорейской Samsung, технический проект разработан BMW, сборка батареи производится на заводе BMW в городе Дингольфинге в Баварии. Батарея оснащается системой регулирования температуры, как опция будет предлагаться система ее подогрева. Запас хода при нормальных условиях – до 160 км. Диапазон хода - 130-160 км - выбран сознательно на основании опроса нескольких тысяч клиентов об их ожиданиях от электромобиля, говорят в компании. При тяжелых условиях (температура ниже минус 25 градусов) запас хода может сократиться до минимума - 60-70 км. Дополнительно будет предлагаться бензиновый мотор-генератор, который может увеличить пробег без подзарядки до 300 км. Типичный средний пробег машины во всем мире - от 40 до 50 км в день, говорят в BMW. Большинство машин используется не более двух часов в день, поэтому остальное время батарею можно подзаряжать. Аккумулятор полностью заряжается до восьми часов от обычной бытовой розетки (2,5 кВт), за три часа – от стационарного зарядного устройства (7,4 кВт) или за 30 минут от зарядной колонки 50 кВт. Срок службы батареи - 150 000 км или 15 лет.

Предсерийные прототипы i3 успешно прошли заводские крэш-тесты, сообщила компания. Для машины разработана методика ремонта кузова. Внешние панели, на которые, по данным BMW, приходится 95% аварий, меняются на новые того же цвета. Повреждения углепластиковой кабины устраняются заменой крупных фрагментов. Поврежденные места вырезаются по предусмотренным шаблонам, на их место вклеиваются ремонтные панели. Время и стоимость ремонта будут аналогичны показателям для обычных стальных кузовов BMW 1-series, говорят в компании. В Германии крупным кузовным ремонтом будут заниматься только 4-5 дилерских центров.

В цепочку по производству деталей из углепластика и технологии электромобилей компанией инвестировано более 600 млн евро, сообщил Крюгер. «Мы собираемся зарабатывать деньги с каждой i3 с момента запуска», - сказал он. Компания уверена, что электромобили помогут BMW Group реализовать планы по долгосрочной операционной рентабельности 8-10% в автомобильном сегменте. Также i-серия поможет компании выполнить требования по сокращению выбросов углекислого газа для новых автомобилей в ЕС, США, Китае и других странах.