Кто лучше всех продает машины

Крупнейшие российские автодилеры в 2012 г. увеличивали продажи быстрее рынка, свидетельствует рэнкинг журнала «Автобизнес ревю». В пятерку крупнейших впервые вошел региональный дилер – группа «Транстехсервис»
80% выручки дилерам приносит продажа новых автомобилей/ С. Портер/ Ведомости

Журнал «Автобизнес ревю» составил очередной рэнкинг крупнейших автодилеров. Сто крупнейших автодилеров страны увеличили продажи новых автомобилей в среднем на 16%, опередив общую динамику рынка, говорит главный редактор «Автобизнес ревю» Сергей Баранов. По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых автомобилей выросли в прошлом году на 11% до 2,935 млн штук. 29 холдингов из рейтинга нарастили продажи ниже среднего (девять из них завершили год с отрицательным результатом), в то время как 45 авторитейлеров добились роста на 20% и больше, отмечает Баранов. При составлении рейтинга эксперты «Автобизнес ревю» проанализировали продажи 200 дилерских групп, лидирующая сотня занимает 51% рынка (продает 1,5 млн машин).

В 2012 г. выручка 80 крупнейших компаний от продажи новых автомобилей составила 1,05 трлн руб. (примерно $34 млрд). При этом их общая выручка – с учетом сервиса, продаж автомобилей с пробегом и прочих услуг – за прошлый год составила 1,37 трлн руб.

Лидеры рейтинга не изменились: «Мейджор» занимает первую строчку по выручке – 92 млрд руб., а «Автомир» – по продажам в натуральном выражении: за год дилер реализовал 89 162 автомобиля (+15,6%) (подробнее см. инфографику).

Быстрее столичных росли региональные дилеры: рост этой категории участников рейтинга – 22% (в натуральном выражении), говорит Баранов. Из 10 компаний, динамика продаж у которых была самой большой, восемь – представители Поволжья, Юга, Урала и Сибири. Рынок в Москве и Санкт-Петербурге прибавил только 8–10%, поэтому не удивительно, что в топ-100 уже больше половины участников – дилеры, которые не представлены в столичных городах, и они поднимаются все выше, указывает он. В пятерку крупнейших по числу проданных машин впервые вошел региональный дилер – поволжский «Транстехсервис»; по выручке он стал шестым (43,44 млрд руб., +31%). Компания на протяжении всего года открывала новые центры, в итоге увеличила объем на 22% и превысила планку в 50 000 машин, говорит Баранов.

Такой рост продаж у дилеров в регионах связан во многом с эффектом низкой базы, говорит топ-менеджер крупной дилерской компании. У многих автопроизводителей до начала 2010 г. не было достаточного числа официальных дилеров в регионах: московские компании продавали автомобили перекупщикам, которые перепродавали их в своих городах. Однако к 2010 г. сформировалась региональная дилерская сеть, поэтому сейчас местные компании наращивают объемы продаж, объясняет он. В целом факторов роста два: либо дилер расширяет бизнес (получили новые марки, открыли новые центры, купили кого-то), либо растут продажи в самом регионе, объясняет Баранов.

Получить комментарии в «Мейджоре» не удалось. Коммерческий директор «Автомира» Игорь Кроливец связывает рост продаж своей компании с выходом на расчетные показатели дилерских центров, которые были открыты в 2011 г. Но в этом году, по его мнению, объем рынка останется на уровне прошлого года или вырастет незначительно. В стоимостном выражении рынок вырастет из-за подорожания средней покупки, рассчитывает он. У «Рольфа», по словам главного управляющего директора розничного подразделения Татьяны Луковецкой, есть два сценария развития рынка: пессимистический предусматривает рост всего рынка на 2,7% до 3,01 млн автомобилей (из которых 2,28 млн придется на иномарки), оптимистический же – 3,19 млн шт., что на 8,9% выше 2012 г. (в том числе иномарки – 2,55 млн).

В структуре выручки дилеров продажи новых машин по-прежнему занимают большую часть – 80,2%, но основной рост обеспечивает направление автомобилей с пробегом, указывает Баранов. В условиях замедления роста рынка дилеры снова обратили внимание на этот вид бизнеса.

Помимо стагнации рынка, из-за усиления конкуренции и высокой насыщенности рынка в Москве падает валовая маржа, это вызывает гораздо большее напряжение, говорил в понедельник управляющий директор ГК «Независимость» Оскар Ахмедов. По его словам, с 2008 г. этот показатель упал с 5,7 до 3%. Поэтому этот дилер планирует сосредоточиться на развитии своих подразделений «Независимость-Infin» (финансовый супермаркет) и «Независимость-Intrade» (продажа и обслуживание автомобилей с пробегом), говорил Ахмедов.

Результаты прошлого года и I квартала этого года показывают, что Россия быстро движется к западной модели, где продажи растут не более чем на 5% в год, а успех игроков рынка зависит от способности максимально диверсифицировать бизнес, говорит Луковецкая. Диверсификация для автодилера касается как портфеля брендов, так и эффективного сочетания направлений работы – продажи новых автомобилей и машин с пробегом, финансовых услуг, послепродажного обслуживания и дополнительных сервисов. «Таким образом, сейчас все в руках дилеров и автопроизводителей – насколько быстро мы сможем адаптироваться к новым рыночным условиям, а также что сможем предложить клиентам», – говорит Луковецкая.

«Мы достигли пика продаж в каждом из брендов, которые есть у нас в портфеле. Сейчас мы ставим перед собой новые задачи, в первую очередь увеличение продаж в наших новых брендах – Hyundai, Land Rover, Jaguar. Также большое внимание мы уделяем сегменту автомобилей с пробегом», – рассказывает гендиректор «Авилона» Андрей Павлович.