«Камаз» может почти на треть повысить стоимость грузовиков


Из-за планируемого введения в России всеобщей уплаты утилизационного сбора на автомобили (с 1 июля) расходы «Камаза» могут увеличиться на 10–18 млрд руб., а выпускаемая продукция – подорожать на 5–26%, сообщила компания. Для компании это существенные деньги: в 2012 г. ее выручка по МСФО составила 117 млрд руб., а чистая прибыль – 5,8 млрд руб. По данным сайта «Камаза», один самосвал грузоподъемностью свыше 14 т стоит 1,7–3 млн руб., т. е. они могут подорожать до 2,14–3,8 млн руб.

Утилизационный сбор на автомобили был введен в России с 1 сентября 2012 г. Базовая ставка на легковые машины – 20 000 руб., грузовики и автобусы – 150 000 руб. Но в отличие от импортеров местные производители вместо уплаты сбора могли взять обязательства по утилизации машин.

Однако Евросоюз потребовал от России выравнять условия, поэтому 31 мая в Госдуму был внесен проект поправок в закон «Об отходах производства и потребления», предусматривающий введение всеобщей платы утилизационного сбора на автомобили. По оценке его разработчиков, ежегодные поступления от этого сбора могут вырасти почти вчетверо до 202,5 млрд руб.

Впрочем, в связи с изменением законодательства правительство обещает компенсировать компаниям ухудшение условий по контрактам о промсборке, которые ранее подписали крупнейшие российские автопроизводители, напоминает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Правда, механизм предоставления компенсаций до сих пор не ясен.

В ближайшее время будут внесены дополнения к законопроекту, прошедшему уже первое чтение, которые предусматривают такие компенсации, заверяет источник в Госдуме. Если появятся компенсации, автомобили не подорожают, обещает представитель «Камаза».

Возможность роста цен представители других крупных автоконцернов – Renault, «АвтоВАЗа», ГАЗа, «Соллерса» и Toyota – не комментируют: окончательные условия еще не определены.

Автопроизводители повысят цены, если не получат компенсаций из-за ухудшения условий инвестсоглашений, уверены Удалов и главный редактор «Авто бизнес ревю» Сергей Баранов. Правда, в этом случае усилится конкуренция с импортируемыми машинами, производители которых уже платят сбор, предупреждает Удалов. Все это может произойти на фоне падения рынка: по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России в январе – мае сократились на 4% до 1,09 млн шт., а грузовиков массой 14–40 т (основной сегмент «Камаза») – на 27% примерно до 31 000 шт.