Личный опыт: к Черному морю через Минск на мотоцикле

Корреспондент «Пятницы» испытал мотоцикл BMW класса «турист» на дорогах Белоруссии, Молдавии и Украины
М.Новиков/ Forbes.ru

Моя давняя мечта была красивой, но банальной – отправиться на мотоцикле класса «турист» далеко-далеко. Ехать хотелось не под дождем, по хорошей трассе, а в конце путешествия увидеть море и горы. Оказалось, что это вполне реально. Сначала нашелся мотоцикл, который необходимо было протестировать, – ВМW R1200RT, большой, мощный, как раз подходящий для долгого путешествия. Затем образовалось нечто вроде пула: ко мне присоединились двое друзей-байкеров со схожими грезами. Чтобы получилось «далеко-далеко», мы придумали окружной маршрут к Черному морю: сначала в Минск, потом во Львов, оттуда в Кишинев, а уж затем, в награду за долгий путь, в Одессу, с дивно пахнущими каштанами и еще прохладным майским морем. В общей сложности нам предстояло проехать почти 4000 км.

Не газовать

После долгих сборов мы наконец упаковались под завязку и выехали на Минку. Тут следует пояснить, что значит «под завязку», когда путешествуешь на мотоцикле. Обычно приходится тщательно отбирать, что брать, а что нет: каждый миллиметр в кофре на счету, но у R1200RT их три (в целом на 120 л), так что я смог взять с собой практически чемодан вещей. Правда, запасной шлем занимает почти целый кофр, да еще нужно найти место для канистры с маслом, плаща и двух непромокаемых пакетов (на ботинки). Объемистые кофры лишают мотоцикл некоторой свободы – в пробке сложнее лавировать между машинами, зато возрастает безопасность – при падении они послужат хорошей защитой и сохранят ноги в целости и сохранности. И еще один плюс: пассажир может с комфортом откинуться на задний кофр, как на спинку сиденья, и держаться за боковые ручки.

Многое из того, что объяснял перед поездкой Константин Тюленев, старший специалист компании «Независимость", официального дилера BMW, оказалось мне в новинку, хотя у меня двадцатилетний стаж мотоциклиста. Впрочем, езжу я главным образом по городу и на мотоциклах другого класса – не таких грузных и навороченных. На трассе у тяжелого байка быстрее стирается середина корда, и за этим, как и за давлением в шинах, необходимо внимательно следить. Очень важно вовремя переключать режим подвески: на Sport лучше ехать по ровной, уходящей за горизонт дороге, а едва покажется первая выбоина, сразу переключаться на Comfort. И уж чего точно не стоит делать на этой махине, так это перегазовывать на светофорах, как это делают многие байкеры, чтобы на зеленый уйти в точку: сцепление может не выдержать.

Километрах в ста – ста пятидесяти от Москвы я уже могу определиться с первыми ощущениями. Такое чувство, словно путешествуешь в кабриолете: большое ветровое стекло легко подгоняется под оптимальный угол, а боковой ветер не сносит тяжелый мотоцикл даже на приличной скорости. Да и руки не устают. Помню, как ныли кисти буквально через два часа езды на Fazer 600 – мотоцикле хорошем, но пригодном, как оказалось, только для короткого катания по городу, сейчас же никакого дискомфорта от долгого пребывания за рулем нет.

/ М. Новиков/Forbes.ru
/ М. Новиков/Forbes.ru

На трассе к мотоциклистам относятся лучше, чем в городе: многие при нашем приближении сдвигаются вправо, уступая дорогу. Маршрут Москва – Минск – идеальный для экспериментов. Именно здесь можно в полной мере оценить двухцилиндровый оппозитный движок с приятной эластичностью на низких оборотах и способностью резко, буквально в один миг, рвануть вперед, продемонстрировав мощное ускорение. Признаюсь: идеально ровные и практически пустые дороги в Белоруссии позволяли держать скорость под 200 км/ч. Однако практически полное отсутствие инфраструктуры возле дорог – заправок, придорожных кафе, мотелей – несколько подпортило впечатление.

Между выбоинами

Испытания на прочность продолжались и ночью. Сначала это был холод, который крепчал от быстрой езды, но меня спасал подогрев сидений и ручек, затем боковой ветер, когда невидимые кулаки бьют тебя то справа, то слева, и только большой вес мотоцикла да чувство самосохранения не дают тебе улететь в кювет. Однажды на нас обрушился чудовищный ливень, и вдруг не стало видно ни дороги, ни впереди ползущих машин. Мотоцикл ревел, кренился и скорее плыл, чем ехал. Но нам было все равно: останавливаться в такой ситуации было страшнее, чем ехать дальше.

Сегодня, спустя месяц после поездки, я понимаю, что самое сложное испытание для меня и моего ВМW – это не «кулаки» или ливень, а плохие дороги, которые вынуждают тебя вилять из стороны в сторону на мизерной скорости. В какой-то степени ситуацию выправляла система регулировки ходовой части ESA II, которая помогала приспособиться к любым дорожным по­крытиям. И если на бодром режиме Sport я проехал почти всю Белоруссию, то 200-300 км Украины и Молдавии пришлось тащиться по бездорожью на спокойном Comfort. Зато на низких оборотах можно оценить акустическую систему: управлять музыкой удобно с помощью кнопок, расположенных слева от приборной доски, и многофункционального джойстика, разработанного BMW Motorrad. Он находится на левой ручке и позволяет, не отвлекаясь от дороги, менять громкость и треки по своему усмотрению.

Байкерская солидарность

Приятным сюрпризом оказалось дружественное отношение к мотопутешественникам. Пограничники и России, и бывших советских республик пропускали нас без очереди за символическую плату, а то и без нее. Портье в мотелях находили для наших мотоциклов сарайчики с амбарным замком на ночь. А одна бабуля где-то под Черновцами спасла нас от голодной смерти: она умудрилась уговорить работников уже закрывшегося кафе «накормить хлопцев, а то они с самой Москвы не емши». Местные байкеры останавливались всякий раз, когда мы переводили дух на обочине, – не надо ли чем помочь. Именно они вызвали эвакуатор, когда у одного из нас полетело сцепление: да-да, не надо было перегазовывать, ведь нас преду­преждали. А когда мы в некоторой растерянности остановились перед въездом в Кишинев, на белом «Мерседесе» к нам подъехал Игорь. Как выяснилось, он недавно купил хороший мотоцикл и ему хотелось поговорить с единомышленниками. По счастливому стечению обстоятельств он оказался хозяином 5-звездочной гостиницы в столице Молдовы, куда он нас любезно пригласил за какие-то смешные деньги (что было очень кстати, поскольку в республике литр 95-го бензина стоит около 45 руб.).

И ноги целы

Если выехать из Кишинева рано утром, то позавтракать можно уже в Одессе. Только перед въездом в город обязательно помойте мотоцикл – здесь любят красивые машины, но только чистые. После чашки кофе в одном из здешних кафе – на набережную, негромко включив какую-нибудь расслабляющую музыку. Дело сделано – и одной мечтой становится меньше. Но расстраиваться нечего, ведь впереди трасса Одесса – Киев, лучшая из всех, что я видел в этой поездке.

Цена вопроса (на 10 дней)

Бензин – 5500-6000 руб.

Ночлег – 6000 руб.

(от 300 до 800 руб. в день)

Еда – 8000 руб.

Прочее (штрафы, развлечения, выпивка (умеренная) – 4000 руб.