Германия добилась у ЕС поблажек для своих автопроизводителей

Компаниям и дальше позволят компенсировать продажу мощных автомобилей с высоким потреблением топлива выпуском электрических и гибридных машин
Bloomberg

Германия добилась уступок по соглашению об ограничении автомобильных выбросов в ЕС. Сделка позволит производителям продолжать компенсировать продажу дорогих автомобилей выпуском машин с использованием «зеленых» технологий. Соглашение, подтверждающее общий целевой показатель снижения выбросов в 95 г углекислого газа на километр пробега к 2020 г., достигнуто в понедельник поздно вечером после яростного лоббирования немецкими чиновниками и автопроизводителями, пишет Financial Times.

Компромиссная сделка заключена правительствами стран ЕС и Европарламентом, но еще потребует окончательного утверждения государствами-членами союза. Сделка сохраняет так называемые «суперкредиты» (supercredit) за выпуск электрических и других машин с низким уровнем выбросов, которые могут быть использованы, чтобы компенсировать продажу автомобилей с превышающим нормативы уровнем выбросов. По законодательству Евросоюза, к 2015 г. выхлоп всех новых автомобилей, произведенных в ЕС, не должен превышать 130 г/км, а к 2020 – 95 г/км. Начиная с 2012 г., за превышение указанных норм производители должны платить с каждого автомобиля по 5 евро за превышение эмиссии углекислого газа на 1 г, за превышение на 2 г – по 15 евро, на 3 г – по 25 евро и по 95 евро за каждый следующий грамм. Каждый новый автомобиль с выхлопом меньше 50 г/км учитывается для производителя в 2012 и 2013 гг. за 3,5 автомобиля с выхлопом выше нормы, в 2014 г. – за 2,5, в 2015 г. – за 1,5, уточняет «РИА Новости». Использование схемы с «суперкредитами» должно было прекратиться к 2016 г. Но теперь практика будет восстановлена в 2020 г. и продлится до 2023 г., сообщает FT.

Средний уровень выбросов всего модельного ряда каждого автопроизводителя должен достичь уровня не более 95 г/км (эквивалентно потреблению бензина 4л/100км). Немецкие премиум-марки - BMW, Mercedes-Benz и Audi – с высокой вероятностью не смогут достичь целевого показателя к 2020 г. Они и стали основными сторонниками введения системы «суперкредитов», которая позволит им компенсировать высокие выбросы мощных спортивных автомобилей и внедорожников низкими показателями электрических или гибридных автомобилей.

Председательствующая сейчас в ЕС Ирландия была посредником в сделке, которая по ее мнению создает баланс между экономическими интересами и нагрузкой на окружающую среду. Германия настаивает на еще более щедрой схеме «суперкредитов», а депутаты Европарламента добиваются ужесточения норм выбросов к 2025 г.

Соглашение подвергалось критике со стороны экологических организаций, которые считают, что лазейка позволит к концу десятилетия превысить фактические средние выбросы в ЕС над целевым показателем. "Похоже, каждый раз, когда немецкие автопроизводители начинают кричать «волк, волк!», ЕС бежит к ним со всех ног, - говорит, намекая на басню Эзопа о пастухе, директор по транспортной политике европейского Гринпис Франциска Ахтерберг. - Законодатели в очередной раз попались на запугивание и недооценивают проверенную способность отрасли к инновациям".

"Ясно, что показатель 95г - самое жесткое ограничение в мире, которое представляет огромную проблему для компаний автомобильного сектора, для их рентабельности и для занятости в этой ключевой отрасли, - считает президент немецкой ассоциации автопромышленности VDA Маттиас Виссманн. - В период экономического кризиса Евросоюз явно не в состоянии придать мощный импульс технологическому развитию и внедрению на рынок альтернативных силовых агрегатов. Здесь европейские регуляторы отстают от инновационной политики для индустрии других крупных развивающихся рынках регионов - США, Японии и Китая".

Германия и ее национальные автопроизводители постоянно защищают «суперкредиты», указывая, что они поощряют инновации. Немецкие компании также жалуются, пишет Automotive News Europe , что жесткие ограничения выбросов помогают французским Renault, PSA Peugeot Citroen и итальянскому Fiat, которые в основном продают небольшие автомобили с низким уровнем выбросов.