Автопроизводителей удивил проект постановления, регулирующий их взаимоотношения с дилерами


Автопроизводители удивлены проектом постановления правительства, который регулирует их взаимоотношения с автодилерами. Проект, накладывающий на производителей жесткие ограничения, подготовлен Федеральной антимонопольной службой.

Так, автопроизводители не должны препятствовать дилерам выполнять техобслуживание и ремонт автомобилей; ограничивать доступ к электронным каталогам запчастей и устанавливать дискриминационные условия продажи оригинальных запчастей; запрещать авторизованным сервисным центрам использовать при постгарантийном ремонте запчасти, которые произведены с согласия автопроизводителя или соответствуют по качеству оригинальным. А соглашение между дилером и автопроизводителем должно содержать порядок и исчерпывающий перечень оснований для его досрочного расторжения. Если дистрибьютор хочет досрочно расторгнуть контракт по другим причинам, он должен выплатить дилеру компенсацию, размер которой также должен быть прописан в договоре.

Документ уже прошел общественные обсуждения, теперь ФАС планирует отправить его на согласование в Минэкономразвития. "Проект скоро будет направлен для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия. Это заключение появится только после того, как будут собраны мнения всех сторон и произведены расчеты выгод и издержек", - передал через представителя директор департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития Вадим Живулин. Эта инициатива будет находиться под пристальным вниманием департамента оценки регулирующего воздействия, так как вопрос принципиальный: с одной стороны, важно защищать потребителя, с другой - не создавать чрезмерных препятствий бизнесу, поясняет он.

"В рамках оценки регулирующего воздействия мы готовы предоставить площадку для обсуждения этого проекта и проследить, чтобы все мнения были действительно учтены, а логика принятия решения была максимально прозрачна", - указывает чиновник.

Дело в том, что перед отправкой в Минэкономразвития ФАС предстоит встретиться с дистрибьюторами, чтобы прояснить ситуацию с Кодексом поведения, который разработала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Этот кодекс АЕБ подготовила еще летом, он должен урегулировать те же вопросы, что и постановление, но кардинально отличается тем, что его соблюдение является добровольным: производитель сам решает, присоединяться к нему или нет.

Проект постановления дублирует многие положения Кодекса поведения, в этой связи не может быть принципиальных разногласий, говорит гендиректор "Мазда Мотор Рус" Йорг Шрайбер (он также занимает должность председателя комитета автопроизводителей АЕБ, но высказывает мнение именно как менеджер компании-дистрибьютора). "Но реальная проблема заключается в том, что вначале правительство поддерживает нашу инициативу разработать своего рода "саморегулирующий" документ. Далее, после длительной интенсивной работы, выражает полное согласие с его содержанием. И, в конце концов, когда все одобрено и готово к тому, чтобы применять на практике, ФАС анонсирует проект нового постановления, которое делает бесполезными все ранее предпринятые усилия", - возмущен Шрайбер.

Очевидно, что никто не нуждается в саморегулировании того, что уже отрегулировано законодательно, продолжает он. "Остается только догадываться, во-первых, почему тогда не было выбрано законодательное регулирование с самого начала, и, во-вторых, как в дальнейшем вести по-настоящему конструктивный диалог с зарубежным бизнес-сообществом?" - указывает гендиректор "Мазды".

Кодексом АЕБ недовольны дилеры, объяснял ранее начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич. Ассоциация «Российские автодилеры» жаловалась на кодекс в ФАС и Минпромторг. Кодекс в его нынешнем виде не решит проблем дилеров: он позволяет двойственно и неоднозначно трактовать все условия, отсутствует какая-либо ответственность участников перед дилерами и кандидатами в дилеры, говорилось в письме ассоциации.