Mercedes-Benz начал продавать автомобили через интернет

Так компания рассчитывает привлечь молодых клиентов, которые раньше не покупали машины премиум-бренда
М.Стулов/ Ведомости

Mercedes-Benz начал продавать автомобили через интернет. На сайте дилерского центра в Гамбурге клиенты могут выбирать около 70 готовых комплектаций автомобилей четырех моделей марки - хетчбэков A и B классов, седанов CLA и универсалов CLS Shooting Brake. Автомобили предлагаются в пакете, который включает в себя лизинг, страхование и техническое обслуживание. Запуск интернет-продаж совпал со временем, когда компания выводит на рынок два десятка новых моделей и пытается отыграть потерянные позиции у своих конкурентов BMW и Audi, пишет The Wall Street Journal (WSJ) .

"Мы выходим на новое для себя поле", сказала руководитель развития дилерской сети и удовлетворенности клиентов Mercedes-Benz Андреа Финкбайнер-Мюллер. Компания рассчитывает привлечь клиентов, которые раньше не покупали Mercedes.

Производители идут на продажи через интернет, испытывая давление на традиционные дилерские центры от крупнейших сайтов онлайн-коммерции, например немецкого Mobile.de, пишет Bloomberg. Интернет-магазины помогут Mercedes охватить молодых информационно продвинутых горожан, говорил ранее Automotive News Europe аналитик IHS Automotive Тим Аркарт. "Mercedes старается скорректировать стратегию продаж в соответствии с новыми технологиями, имея целью именно привлечение к бренду молодых клиентов", - сказал Аркарт.

Стоимость автомобилей в онлайн-магазине эквивалентна ценам у немецких дилеров, но интернет-покупателей собираются привлекать бонусами вроде посещения мероприятий по автоспорту или бесплатного проката багажника во время отпуска, пишет Bloomberg.

Модели продаются в фиксированных комплектациях, поэтому из времени получения автомобиля исключается время ожидания заказа. "Интернет-магазин ориентируется на клиентов, которые не намерены торговаться в цене, которым важнее удобство, - говорят в компании. - Если заказать новый автомобиль через интернет сейчас, вы получите его на Рождество".

Дилеры будут участвовать в онлайн-покупке, также у сервиса будет продавец, при необходимости лично выезжающий к клиентам. Все покупки будут сопровождаться дилерским центром в Гамбурге. Daimler, которому принадлежит марка Mercedes-Benz, планирует запустить второй интернет-магазин в Варшаве в начале 2014 г. Затем компания рассмотрит возможность распространения услуги на другие рынки и расширения числа моделей.

Сейчас крупнейшим рынком для Mercedes-Benz являются США, которые опережают "домашний рынок", Германию. Быстро растут продажи производителя в Китае. Европейский рынок начал подавать признаки восстановления: регистрации новых автомобилей в Германии, крупнейшем авторынке Европы, выросли в ноябре на 3% (с поправкой на разницу в количестве рабочих дней с аналогичным месяцем прошлого года), но снизились за первые 11 месяцев этого года на 4,9%.

Автопроизводители все чаще ищут возможности напрямую продавать машины клиентам через интернет. Например, BMW начал использовать онлайн-магазины для продажи электромобилей i3. PSA Peugeot Citroen и Renault давно экспериментируют с онлайн-продажами автомобилей, но в Европе они составляют лишь небольшую долю от общего объема, пишет WSJ. Во Франции объем продаж через интернет вырос с 2% в 2008 г. почти до 5% в 2012 г., согласно данным консалтинговой компании AlixPartners.

General Motors недавно представила сайт, который позволяет покупателям в США выбрать автомобиль, зафиксировать цену и заказать автомобиль онлайн. Доставка машины и оформление документов производят местные дилеры. Американская Tesla Motors активно добивается возможности продавать в США свои электромобили самостоятельно, в том числе через интернет, минуя локальные дилерские центры. У российского «АвтоВАЗа» с февраля 2013 г. существует система заказов автомобилей через интернет. Выбрать можно из машин, которые есть в наличии на региональных складах, а затем оформить покупку у выбранного дилера по указанной на сайте цене.

Онлайн-продажи могут дать производителям больший контроль над ценами, помогут лучше планировать производство и снизить сложность производственной логистики. Но есть опасность в том, что они начнут "съедать" продажи в материальной дилерской сети, вызывая недовольство продавцов, говорят аналитики International Strategy & Investment. При этом в тройке немецких примиум-марок у Daimler больше всех дилеров, находящихся в собственности компании, и они обеспечивают ей около половины продаж на рынке Германии. На начало этого года Daimler владел 98 салонами Mercedes-Benz. BMW принадлежат 43 дилера, на которых приходится примерно четверть объемов продаж в Германии. У Audi в стране 16 собственных дилерских точек, что дает менее 10% продаж.

Daimler заявил, что не видит в онлайн-продажах угрозы для дилеров. "Когда рядом с Аугсбургом заказывают машину, дилерский центр в Аугсбурге доставит ее, если она есть у него на складе. Если ее нет, тогда ее поставит дилер из Гамбурга", - говорят в компании.

При этом Daimler продолжает открывать не виртуальные, а реальные торговые точки в крупных городах - Нью-Йорке, Париже и Пекине. Сейчас у компании около 20 таких магазинов, к 2020 г. она рассчитывает удвоить их число.