Поддержка автопрома до 2016 года обойдется бюджету в 270 млрд руб.


Бюджетные субсидии автопроизводителям в 2014-2016 гг. будут компенсировать часть затрат на НИОКР, выпуск и поддержку гарантийных обязательств по автомобилям экологических классов «Евро-4» и «Евро-5», использование энергоресурсов и содержание рабочих мест. Как следует из опубликованных правительством правил предоставления субсидий, их общий размер составит 84,3 млрд руб. в 2014 г., 90,1 млрд руб. в 2015 г. и 96,6 млрд руб. в 2016 г., пишет «Коммерсантъ».

Получить субсидии смогут как сами производители, так и аффилированные с ними производственные структуры. Каждый сможет компенсировать до 90% от суммы затрат, отчисления будут производиться ежеквартально. Основанием для отказа в субсидиях может в том числе послужить «недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных на год и плановый период». Субсидии на содержание сотрудников составят 162,4 млрд руб. за три года, на производство автомобилей классов «Евро-4» и «Евро-5» - 81,2 млрд руб., на компенсацию энергозатрат - 19 млрд руб., на НИОКР - 8,1 млрд руб.

Как утверждают собеседники издания, потребность в субсидиях возникла, чтобы «компенсировать негативный эффект от уплаты утилизационного сбора» отечественными автозаводами. Под давлением других членов ВТО (в первую очередь ЕС) сбор, изначально введенный только для импортеров, с 2014 г. распространен и на российских производителей. По оценкам Минфина, доходы бюджета от уплаты сбора российскими автозаводами в 2014-2016 гг. составят почти 383 млрд руб. Утвержденный объем субсидий покрывает 70,5% затрат.

Ключевым условием получения субсидий станет производство в режиме промсборки, в рамках которого работает большинство автозаводов. Субсидии получит и калининградский «Автотор», что отдельно оговорено в постановлениях правительства. Небольшие автопроизводители, у которых нет промсборки, например "ТагАЗ" и Derways, субсидии не получат. Это же касается и компаний, которые устанавливают надстройки на готовые шасси грузовых автомобилей и LCV.

Платежи от небольших автопроизводителей и «надстройщиков» должны принести государству около 35 млрд руб. в 2014 г. и 112 млрд руб. до 2016 г.

Участники рынка не исключают, что субсидии могут вызвать вопросы у ВТО. ЕС уже начал с Россией торговый спор из-за сбора. Сейчас разбирательство заморожено, поскольку ЕС еще не предложил своих кандидатов в группу арбитров. На этой неделе представители ЕС «проведут совещание по вопросу сбора». Эта проблема может обсуждаться и на саммите Россия - ЕС в Брюсселе 28 января.