Льготное автокредитование в России могут возобновить при серьезном падении продаж в апреле - мае


Программа льготного автокредитования может быть возобновлена, если в Минпромторге зафиксируют серьезное падение продаж машин в апреле - мае текущего года, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на замминистра ведомства Алексея Рахманова. «Я думаю, что с середины мая все станет понятным. Думаю, что ближе к концу мая, если мы поймем, что вот оно [падение] есть, с 1 июля запустим», - сказал он, не сообщив, о каком конкретно сокращении рынка идет речь (все цитаты - по «Интерфаксу»).

В прошлом году по программе льготного автокредитования было выдано 260 000 автокредитов - т. е. по программе было продано 9,3% от всех машин, реализованных в 2013 г. Программа действовала с июля по конец декабря и предусматривала субсидирование из федерального бюджета части процентной ставки по кредитам на отечественные и импортные легковые автомобили и LCV стоимостью до 750 000 руб.

Сначала предполагалось, что программа продлится до конца 2014 г., потом сроки сдвигались на июнь, затем - на апрель 2014 г., но в декабре министр промышленности Денис Мантуров объявил о ее прекращении «в связи с достижением основных задач программы по поддержанию уровня производства легковых и легких коммерческих автомобилей».

По словам Рахманова, «тотально по рынку пока все регулируют [ситуацию] своими производственными мощностями, а рынок не то чтобы валится». В министерстве будут смотреть на результаты продаж в апреле - мае, потому что апрель - первый месяц продаж без сезонных скидок, объяснил он.

В начале года вице-премьер Аркадий Дворкович уже говорил, что госпрограмма может быть возобновлена, если продажи в I квартале будут слабыми. Но, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в I квартале продажи автомобилей сократились только на 2%, а в марте и вовсе остались на прежнем уровне. Сдержать падение рынка помогло ослабление рубля: производители начали повышать цены, а потребители пытались успеть купить автомобиль по старой цене и избавлялись от обесценивающихся денег, объясняли дилеры. Но хорошие продажи в марте «отъели» часть отложенного спроса, так что в мае - июне стоит ждать значительного падения, говорил тогда топ-менеджер одного из автодилерских холдингов. Дилеры и автопроизводители с марта просили о возобновлении госпрограммы, но до сих пор Минпромторг был категоричен: в бюджете нет на это денег, к тому же продажи коммерческого транспорта в этом году больше нуждаются в стимулировании.

Контрактование в апреле значительно хуже прошлого года, говорит гендиректор «Рольфа» Татьяна Луковецкая. «Продажи в апреле у нашей компании идут на уровне прошлого года, но в сравнении с мартом снижение покупательской активности налицо», - сетует директор по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover компании «Авилон автомобильная группа» Андрей Горшков.

Май, вероятно, не принесет оживления, особенно с учетом праздников, считает он. В апреле рынок сократится на 9%, а в мае эта тенденция ухудшится, прогнозирует Луковецкая. Кредитных договоров в апреле заключено меньше на 5%, говорит она.