Продажи легковых автомобилей в мае упали на 12%

"АвтоВАЗ" снизил продажи на 10%, эксперты связывают поведение рынка с отсутствием мер поддержки продаж
Е.Разумный для Ведомостей

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в мае 2014 г. снизились на 12% до 201 487 автомобилей, сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В январе-мае 2014 г. российский автомобильный рынок сократился на 6%. В 2014 г., по данным АЕБ, было продано всего 1 030 533 автомобиля.

Среди марок с большими объемами продажи в мае росли у Nissan (на 20%), Mercedes-Benz (16%), Mazda (20%), Land Rover (6%), Lexus (33%) и Volvo (10%).

Продажи легковых автомобилей и LCV по маркам в мае 2014 г. Источник: АЕБ

Самые продаваемые модели легковых автомобилей в России в мае 2014 г. Источник: АЕБ

Падение авторынка ускорилось: в апреле продажи машин снизились на 8%, по итогам четырех месяцев года - на 4%.

Продажи крупнейшего российского производителя легковых автомобилей "АвтоВАЗа" по итогам мая текущего года снизились на 10% до 34 061 автомобиля, а за январь-май - на 14% до 162 694 штук. Продажи Lada Granta, самой популярной модели производителя и всего рынка, снизились на 11% до 12 947 шт. Продажи Lada Largus выросли на 41% (7448 шт.), Kalina - остались на уровне мая прошлого года: 5730 шт. (-1%).

Наибольшее падение среди марок, чьи ежемесячные продажи превышают 1000 автомобилей, показал Ford: за первые пять месяцев 2014 г. было продано 41 442 автомобиля (-35%), в мае - 4038 (-56%). Продажи самой ходовой модели Ford - Focus - снизились в мае в три раза (на 68%) до 1904 единиц, за пять месяцев - на 55 % (12 827 ед.).

«В мае сохранилась тенденция ослабления рынка, что, впрочем, и ожидалось для всего II квартала 2014 г. В целом динамика рынка в апреле-мае была очень близка к динамике прошлого года в тот же период, что означает падение продаж второй год подряд», - приводятся в сообщении АЕБ слова председателя комитета Йорга Шрайбера. В рекордном 2012 г. суммарные продажи за апрель-май были на 19% больше, чем в текущем году, указывает он. "Июнь должен нам дать ответ, куда будет двигаться рынок при приближении ко второй половине года", - резюмирует Шрайбер.

Резкое падение рынка в мае связано с отсутствием каких-либо мер поддержки продаж: скидки на модели прошлого года закончились, запуск программы льготного кредитования отложен на неопределенный срок, считает гендиректор «Рольфа» Татьяна Луковецкая. Ситуацию усугубляют негативные прогнозы о стагнации российской экономики и новой волне экономического кризиса, кроме того, многие откладывают покупку автомобиля на осень, так как впереди отпуск, рассуждает она. Темпы развития отечественного авторынка продолжат снижаться, полагает она. Снижение экономического роста и ослабление рубля приведут к падению отечественных брендов и последующему падению всего сегмента легковых и легких коммерческих автомобилей по оптимистическому сценарию на 5-8%, по пессимистическому - на 10-15%, прогнозирует Луковецкая.