ВТБ поможет «Автотору» построить новый автокластер

ВТБ поможет «Автотору» построить новый автокластер в Калининградской области мощностью до 250 000 машин в год. Банк даст на проект до 600 млн евро
С запуском нового автокластера сборка на текущих мощностях «Автотора» будет остановлена/ Игорь Зарембо/ РИА Новости

ВТБ готов предоставить калининградскому «Автотор холдингу» заем на сумму до 600 млн евро для строительства автокластера в регионе, рассказал «Ведомостям» представитель компании. На годовом собрании акционеры ВТБ утвердили лимит на операции между банком и «Автотором» на такую сумму, подтвердил представитель банка, отказавшись от других комментариев.

Также с 2012 г. действует соглашение между «Автотором» и Сбербанком о кредитах на 20 млрд руб. для реализации проекта. Общий объем инвестиций в создание автокластера оценивается в 150 млрд руб., включая собственные средства автозавода, средства иностранных партнеров и привлеченные кредитные средства.

В сентябре прошлого года речь шла о стоимости проекта около 120 млрд руб., эту сумму называл тогда президент «Автотор холдинга» Валерий Драганов. Калининградская область предоставит на проект 30 млрд руб., сказал вчера «Ведомостям» Драганов. Эта сумма осталась неизменной. Средства пойдут на строительство коммуникаций. Остальные средства делятся примерно поровну между частными инвесторами («Автотор» и его партнеры) и банками. «Выросло количество предложений по частным инвестициям с целью разместить в кластере и предприятия других отраслей. Например, здесь может быть построен IT-парк, - объясняет Драганов. - Кроме того, рост стоимости проекта связан с уточнениями, которые возникли в процессе реализации проектных работ по инженерной инфраструктуре».

По предложению «Автотора» в правительстве рассматривается возможность применения и других механизмов финансирования, в частности, ряд налоговых преференций. Для строительства инфраструктуры будет использована новая для России схема государственно-частного партнерства (ГЧП). Она подразумевает, что инвестор вкладывает в проект собственные средства, а компенсацию получает в виде налоговых льгот после запуска первой очереди. ВЭБ проведет оценку целесообразности реализации проекта строительства автокластера на условиях ГЧП с использованием такого механизма и поможет разработать необходимую нормативно-правовую базу, сказал представитель банка.

Автокластер займет отдельную площадку недалеко от действующего производства - около 1200 га. Здесь будет построено 5-6 отдельных автосборочных предприятий и около 15 заводов по выпуску автокомпонентов для них. Пока «Автотор» ведет переговоры со всеми действующими партнерами (BMW, GM, Kia и Hyundai) и другими автопроизводителями. Близки к завершению переговоры с BMW, говорит Драганов. На площадке для немецкой компании уже начинается прокладка коммуникаций - и в течение ближайших четырех месяцев начнется проектирование завода.

Запуск автокластера запланирован на 2016 г. На этом этапе ожидается производство до 150 000 автомобилей. К 2020 г. оно может увеличиться до 250 000 автомобилей ежегодно. «Текущая площадка действует до 1 апреля 2016 г., с этого момента предприятие переходит в режим промсборки», - говорит Драганов. До 2022 г. локализация производства должна достичь 48%. «Действующие сборочные линии будут закрыты. Старая площадка будет использована «Автотором» для вспомогательных производств, логистических и сервисных компаний, - продолжает Драганов. - К 2016 г. действующие контракты с автопроизводителями будут завершены, а вместо них планируется подписать новые соглашения по строительству мощностей в новом автокластере».

Найти партнеров в условиях падающего рынка и непростой ситуации в экономике «Автотору» будет нелегко, считает директор дирекции по развитию «Автомира» Сергей Вятченков. Он указывает, что у большинства автопроизводителей пока нет четкого представления о том, как будет развиваться спрос на автомобильном рынке в ближайшие несколько лет. Ясности нет даже в краткосрочной перспективе. Поэтому пока компании придерживаются консервативных прогнозов. По их мнению, рынок упадет в пределах 15-40%, продолжает Вятченков. «Сейчас едва ли кто-то из автопроизводителей может принять решение об инвестициях в новые производства, учитывая тот факт, что сейчас все чаще уже действующие заводы приостанавливают выпуск», - резюмирует он. На летние каникулы остановлен завод Ford, недавно вышел с каникул завод GM в Санкт-Петербурге, сократилось производство на «АвтоВАЗе», снижают объемы выпуска большинство других производителей.