Daimler не будет увеличивать долю в «Камазе»

Daimler может лишиться эксклюзивного права на покупку 23,6% акций «Камаза» у консорциума инвесторов под руководством Рубена Варданяна. Компании достаточно имеющихся у нее 11%
Daimler расстался с идеей стать крупнейшим акционером «Камаза»/ FRANCK FIFE/ AFP

Вновом акционерном соглашении, которое сейчас готовят основные участники «Камаза», у немецкого автоконцерна уже не будет эксклюзивного права на ведение переговоров о покупке акций «Камаза», принадлежащих консорциуму инвесторов под управлением Рубена Варданяна. Об этом «Ведомостям» рассказали два источника, близких к акционерам «Камаза». Консорциуму принадлежит 23,6% акций компании. В него помимо Варданяна входят гендиректор «Камаза» Сергей Когогин и еще один частный инвестор, имя которого не раскрывается.

Ожидается, что новое соглашение будет подписано в течение этого года, а его участники останутся теми же: «Ростех», Daimler, ЕБРР, «Камаз» и консорциум инвесторов, поясняет один из собеседников «Ведомостей».

Daimler стал акционером «Камаза» в 2008 г., купив у «Тройки диалог» 10% за $250 млн. Затем докупил 1% (еще 4% для совместного управления купил ЕБРР), но дальнейшие переговоры об увеличении доли Daimler ни к чему не привели. Консорциум хотел продать весь свой пакет (на тот момент - 27,3%). Осенью 2013 г. 3,7% из этой доли выкупила одна из «дочек» «Камаза». Но это была техническая сделка перед предполагаемой продажей Daimler, утверждал источник, близкий к акционерам завода.

Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов (у госкорпорации 49,9% «Камаза») в начале 2014 г. пояснил, что Daimler хотел получить контроль над заводом или добиться снижения цены. Но консорциум на это не пошел, оценивая 100% «Камаза» в $2,4-2,5 млрд, т. е. на уровне первой сделки с Daimler. Для сравнения: вчера по итогам торгов на Московской бирже капитализация компании составила $729 млн. А Когогин на годовом собрании акционеров, состоявшемся в конце июня, уточнил, что, поскольку «Камаз» находится в списке стратегических предприятий, был еще и риск того, что комиссия по иностранным инвестициям могла не одобрить сделку по получению контроля Daimler над «Камазом».

Поэтому в итоге и было решено переговоры об увеличении доли остановить и сосредоточиться на индустриальном партнерстве, сказал он.

Представитель «Ростеха» вчера от комментариев отказался. «Мы постоянно ведем переговоры об оптимальной форме сотрудничества», - сообщил «Ведомостям» представитель Daimler. После совместного обсуждения о возможности увеличения доли Daimler в «Камазе» компания пришла с партнерами к единому мнению, что ее доля оптимальная, отметил он.

После подписания нового акционерного соглашения акции «Камаза», принадлежащие консорциуму, скорее всего выкупит государство через свои институты развития, продолжает источник «Ведомостей», близкий к акционерам «Камаза». В начале 2014 г. Чемезов предложил выкупить эти акции ВЭБом, РФПИ или «Ростехом» при предоставлении госкорпорации необходимых ресурсов, чтобы в дальнейшем продать их на рынке. Правда, на годовом собрании Чемезов заметил, что «Ростех» не собирается увеличивать долю в «Камазе». Представитель ВЭБа не стал это комментировать. Представитель РФПИ сказал, что фонд не планирует покупать долю в «Камазе». Конкретные переговоры с госкомпаниями сейчас не ведутся - для этого нет базы с учетом текущего акционерного соглашения, поясняет источник, близкий к акционерам «Камаза».

Предполагается, что одновременно с акционерным соглашением будут подписаны бумаги, касающиеся расширения сотрудничества «Камаза» с Daimler, включая лицензионные соглашения, говорит один из источников. Раскрывать подробности он не стал. Сейчас у компаний есть СП в России по выпуску грузовиков Mercedes-Benz, кроме того, «Камаз» закупает у Daimler мосты, выпускает по лицензии кабины. В мартовском интервью «Ведомостям» Когогин говорил, что обсуждается возможность совместного выпуска мостов Daimler в России - как для «Камаза», так и для самого немецкого автоконцерна.

У Daimler и без блокирующего или контрольного пакета «Камаза» выгодное положение в России, комментирует управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев. Немецкий автоконцерн пользуется льготами в рамках соглашения о промсборке, зарабатывает на поставках компонентов и услуг своему российскому партнеру, имеет доступ к емкому рынку, у которого хороший потенциал роста, несмотря на текущее сокращение, перечисляет он. К тому же Россия стала членом ВТО, добавляет Бончев: это ослабляет защиту местного рынка, соответственно, «Камаз» может постепенно терять позиции на нем, что снижает выгоду Daimler от увеличения участия в капитале российского завода.