Японская Toyota не собирается организовывать выпуск в России Lexus, а Nissan - возобновлять сборку Infiniti

Toyota и Nissan не станут размещать в России производство автомобилей премиальных марок Lexus и Infiniti. Это значит, что эти бренды не смогут участвовать в госзакупках
Kiyoshi Ota/ Bloomberg

Toyota не станет локализовывать производство Lexus в России даже на фоне новых правил госзакупок автомобилей, рассказал «Ведомостям» представитель компании. «Наши премиум-автомобили требуют особого мастерства производства, которым владеют только мастера на некоторых предприятиях Toyota Motor Corporation в Японии и США», - объяснил он.

На этой неделе начали действовать новые правила закупки автомобилей для государственных нужд, утвержденные постановлением правительства. Согласно этим правилам для чиновников можно приобретать только машины, выпущенные в странах Таможенного союза (Россия, Белоруссия и Казахстан) по соглашениям о промсборке или в особых экономических зонах - при условии, что сборка включает в себя определенные производственные операции (см. врез). Полноценно новый механизм заработает скорее всего в конце июля - начале августа 2014 г., считает представитель Toyota.

В 2013 г. на госзакупки пришлось 0,4% всех продаж Lexus в России (всего, по данным АЕБ, в стране было продано 15 768 этих автомобилей) и 1% российских продаж бренда Toyota (всего таких машин продано 154 812), рассказал представитель японского автоконцерна.

Цены на седаны Lexus в базовой комплектации колеблются в пределах 1,3-4,4 млн руб., на кроссоверы - 1,9-4,3 млн руб. Для сравнения: популярная у чиновников Toyota Camry (выпускается на заводе концерна в Санкт-Петербурге) стоит от 969 000 руб., внедорожник Toyota Land Cruiser Prado (выпускается на Дальнем Востоке с участием «Соллерса» и Mitsui) - от 1,79 млн руб. На Camry приходится, по оценке Toyota, почти половина российских госзакупок автомобилей D/E-сегмента. Модель выпускается в России по полному циклу и соответствует требованиям постановления правительства, подчеркивает представитель автоконцерна.

Заказов от российских чиновников может лишиться и премиальный бренд группы Nissan - Infiniti. Эти машины собирались в Санкт-Петербурге, но в мае их выпуск прекратился, так как истек срок договора на контрактную сборку. Возобновление производства не планируется, говорит представитель Nissan. Доля госзакупок в общих российских продажах Infiniti (8677 автомобилей в 2013 г., по данным АЕБ) - около 1%.

Новые правила госзакупок ударят и по продажам Mercedes-Benz, которые не выпускаются в России. На госсегмент приходится около 3% общих продаж марки в России (всего в 2013 г. в стране было продано 44 376 автомобилей). Daimler пока определяется с площадкой для выпуска легковых автомобилей, основные варианты - площадки ЗиЛа, «Камаза» или «Автотора», рассказывали ранее люди, близкие к российским автозаводам. Решение еще не принято, сказал вчера представитель Daimler. Но, по словам человека, близкого к компании, предполагается, что в России будет выпускаться широкая гамма легковых автомобилей - и не только для госзакупок.

Продажи Lexus и Infiniti в российских госзаказах невелики и ради продажи сотни машин в год нет смысла инвестировать в организацию их полноценного производства, как требует постановление правительства; разумнее ограничиться продажами импортных машин на открытом рынке, рассуждает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

Среди премиальных марок, популярных у российских чиновников, в России налажен выпуск Audi (на заводе группы Volkswagen в Калужской области) и BMW (на мощностях «Автотора» в Калининградской области).

Российское производство BMW соответствует требованиям, которые предъявляются к автомобилям для госнужд, и продолжается на основании договоренностей с «Автотором», говорит представитель немецкого автоконцерна. По его оценке, на госзакупки приходится до 3% продаж марки в России. Всего, по данным АЕБ, в 2013 г. был продан 42 081 автомобиль марки BMW.

Сохраняется в России и выпуск Audi, сказал представитель группы Volkswagen. Требованиям постановления правительства производство этих машин соответствует, добавил он. В 2013 г. в России было продано 36 150 автомобилей Audi; сколько пришлось на госзакупки, представитель группы не уточнил.