Правительство смягчило требования к сертификации грузовиков и автобусов

Правительство смягчило требования к сертификации грузовиков и автобусов, чтобы облегчить их эксплуатацию и поддержать падающий спрос
Д.Гришкин/ Ведомости

Правительство по предложению Минпромторга упростило сертификацию в России грузовиков и автобусов (в том числе импортных) на соответствие «Евро-5». Из числа требований экологического стандарта, действующего в России с 1 января, временно исключен пункт, требующий, чтобы у двигателя была функция ограничения крутящего момента - она нужна для снижения выбросов в случае использования низкокачественного топлива. «Использование двигателей с анализатором топлива в соответствии со стандартом «Евро-5» создает сложности в эксплуатации грузовых автомобилей и автобусов за пределами мегаполисов, где используется низкокачественное топливо. В этом случае происходит автоматическое снижение оборотов двигателя вплоть до его полной остановки», - приводит пресс-служба Минпромторга объяснение министра промышленности и торговли Дениса Мантурова.

Российские автозаводы производят грузовики и автобусы, сертифицированные под «полноценный» «Евро-5»; это приводит к удорожанию техники: по сравнению с «Евро-4» - менее чем на 5%, говорит представитель «Камаза». Но эти грузовики и автобусы в основном экспортируются (например, в страны Восточной Европы), в России спрос минимальный из-за условий эксплуатации, добавляет он. В удаленных регионах много низкокачественного топлива, при его использовании в автомобилях «Евро-5» двигатель может не завестись, не выдать заявленную мощность или выйти из строя, объясняет представитель. В России продаются новые грузовики и автобусы «Евро-4», прошедшие сертификацию до 31 декабря 2013 г., а на автомобили «Евро-5» приходится не более 10% продаж новых грузовиков и автобусов, говорит директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив.

Упрощенный режим сертификации будет действовать до 1 января 2015 г., пока не вступит в силу техрегламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», предусматривающий «полноценную» сертификацию автомобилей на соответствие «Евро-5». Минпромторг рассчитывает, что упрощение сертификации обеспечит российским предприятиям дополнительный заказ примерно на 15 000 автомобилей. Представители «Камаза» и группы ГАЗ согласны, что мера простимулирует продажи.

Смягчение условий сертификации по «Евро-5» - один из инструментов поддержки сектора коммерческой автомобильной техники, продажи которой в России падают быстрее, чем легковых автомобилей, рассказывает источник, близкий к Минпромторгу. Производители легковых автомобилей и дилеры просили Минпромторг возобновить программу льготного автокредитования, но в пятницу Мантуров в очередной раз заявил, что в 2014 г. этого не произойдет.

Минпромторг предлагает для поддержания отрасли в целом пролонгировать программу субсидирования процентных ставок по кредитам, взятым на реализацию инвестпроектов (была утверждена в 2011 г.).

По словам Мантурова, продление Минпромторг «в рабочем порядке согласовал с Минфином и Минэкономразвития». Представитель Минфина на вопросы не ответил. Представитель Минэкономразвития сказал, что министерство поддерживает продление программы на 2014 г. «Механизмы действия программы, а также ее распространение на 2015-2016 гг. - в стадии обсуждения», - добавил он.

Представитель «АвтоВАЗа» лишь напомнил, что о продлении срока действия программы президента Владимира Путина недавно просил президент автоконцерна Бу Андерссон. Renault эта программа не затрагивает, так как она не пользуется кредитными ресурсами, сказал представитель компании. А для Ford Sollers программа «крайне важна», отметил представитель компании. Сколько автоконцерны уже получили из бюджета на субсидирование ставок, ни сами производители, ни Минпромторг не раскрывают. Общие ежегодные отчисления - на уровне нескольких миллиардов рублей, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. При падающем спросе полезны все меры поддержки, но ситуация на рынке легковых автомобилей в отличие от коммерческой техники не драматична, отмечает эксперт.